Новые дороги России

В рамках состоявшегося в Москве III Бизнес–форума «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки»  обсуждали вопросы  финансирования дорожно–строительных работ. 

Обсуждение формы, объемов возможной помощи и вариантов сотрудничества государства, банков и бизнеса прошло в ходе пленарного заседания «Взаимодействие финансового и реального сектора: что зависит от государства?». Вопросам финансирования дорожно–строительных работ была посвящена сессия «Новые дороги России».
Дискуссия, развернувшаяся на сессии, вылилась в поиск эффективных решений в области финансовой поддержки и определении альтернативных источников финансирования дорожно–транспортной инфраструктуры. Участники заседания поделились мнениями о возможностях дорожных фондов, перспективах развития государственно–частного партнерства в строительстве автомобильных дорог и создании придорожного сервиса.
В дискуссии приняли участие: заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Тен, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, директор департамента проектного финансирования Газпромбанка Сергей Молочных, директор по развитию ГТЛК Владимир Добровольский, первый заместитель генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Николай Сазонов, заместитель директора дорожного комитета Кировской области Алексей Пучков, представители других дорожных и финансовых организаций Российской Федерации.
Судя по официальным данным, финансирование дорожной отрасли в последние годы растет. В соответствии с оценками Минфина России Федеральный дорожный фонд при объеме финансирования в 2010 году в размере 303,4 млрд рублей может составить на 2012 год 392 млрд рублей, на 2013 год – 450,1 млрд рублей, на 2014 год – 477,8 млрд рублей.
Суммарный объем дорожных фондов субъектов Российской Федерации может составить на 2012 год – 391,2 млрд рублей, на 2013 год – 471,5 млрд рублей, на 2014 год – 531,3 млрд рублей при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд рублей, а в 2011 году – 333,2 млрд рублей. Без учета Москвы и Санкт–Петербурга, в которых автомобильные дороги включены в состав объектов благоустройства, рост объемов финансирования может составить 2,1 раза по сравнению с 2011 годом, а по отдельным субъектам Российской Федерации – до 4 и более раз.
Дорожные фонды заметно улучшают ситуацию с финансированием отрасли. Но средств явно недостаточно. Об этом говорили многие выступающие, но тон дискуссии задало выступление Сергея Тена.
Охарактеризовав ситуацию с дорогами в России, депутат отметил, что при рачительном подходе и грамотном менеджменте суммы дорожных фондов будет достаточно для содержания и ремонта, но не для строительства дорог. Для строительства необходимо привлекать дополнительные средства, используя, например, возможности государственно–частного партнерства, в котором дорожная отрасль оказалась впереди благодаря концессионным соглашениям на строительство нескольких участков магистральных автодорог и первым заключенным контрактам жизненного цикла. Но сложностей в этой сфере очень много. Несмотря на ряд принятых документов, в законодательстве отсутствует детальная регламентация функционирования ГЧП, нет четкого разграничения финансовой ответственности за реализацию инвестиционных процессов между органами государственной власти, заказчиком и подрядчиком, не минимизированы инвестиционные риски. По словам Сергея Тена, на федеральном уровне ведется законодательная деятельность, которая до конца устранит все недочеты, и у государственно–частного партнерства есть будущее. Причем оно должно развиваться вширь. И депутат, и поддержавший его генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин рекомендовали участникам ГЧП обращать внимание не только на крупные инвестиционные проекты, но и на реальные объекты, которых очень много и без которых невозможно развитие автодорожной сети России.
На заседании особо предметно был рассмотрен вопрос о муниципальном уровне финансирования дорожного хозяйства.
– В бюджетном кодексе определена возможность формирования муниципальных дорожных фондов, – сказал Сергей Тен. – Это право предоставлено, но не является обязанностью. На мой взгляд, надо ставить вопрос об их обязательности. Если мы приведем в нормальное состояние федеральные и основные региональные дороги, это станет огромным плюсом для перевозчиков грузов и бизнеса. Но основная часть населения страны живет в муниципалитетах, где состояние дорог оставляет желать лучшего. И хотя никто не запрещает городским поселениям и округам создавать дорожные фонды, они не смогут этого сделать, пока официально не определен источник их наполнения. Сейчас законодатели определили, что 15% региональных дорожных фондов будут направляться в муниципальную сеть в виде субсидий, но надо доводить систему до логического конца и определять источники для создания муниципальных дорожных фондов, возможно, на основе транспортного налога.
Отдельной темой разговора стал закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Его задача состоит в устранении недостатков, выявленных в ходе примения ФЗ–94. В нем предусмотрены антикоррупционные меры, планирование, прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование заказа, контроль, аудит. Кроме этого, планируется внести поправки, касающиеся порога антидемпинговой планки, когда участник торгов должен будет подтверждать возможности снижения цены. Очень важно включить в закон тематику долгосрочных контрактов, оговорить возможность расходования на развитие дорожного хозяйства сэкономленных в ходе торгов средств (по данным Сергея Тена, это полтора триллиона рублей за 6 лет) и многое другое, что позволит привлекать дополнительные средства в дорожную сферу.
Еще одной важной темой стали контракты жизненного цикла. По уверениям представителей банковских и проектных сфер, обеспечить их финансовую составляющую вполне реально. В сущности, банки готовы вкладывать деньги в долгие кредиты, если будет гарантирована компенсация инфляции. Участники заседания говорили о том, что ответственность за результаты труда в течение 25 лет будет понуждать строителей к качественной и эффективной работе.
Результаты сессии «Новые дороги России» прокомментировал заместитель генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Николай Сазонов.
– Все прозвучавшее здесь важно и интересно, – сказал он. – Мне понравились идеи по развитию придорожного бизнеса и ответственности бизнесменов за прилегающие участки дорог. Очень любопытен представленный специалистами опыт работы по концессионным соглашениям. В целом сессия прошла успешно. Теперь необходимо, чтобы результаты обсуждения были учтены в дальнейшей работе, в планах по инвестированию дорожного строительства.


 

Автор/Источник

Николай ПРОКАЗОВ

http://www.transportrussia.ru

16.08.2012

Дорожное хозяйство