Доклад Анатолия Чабунина на конференции по развитию дорожного хозяйства России

 

Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в работе Всероссийской научно-практической конференции по вопросам анализа итогов предыдущего периода и определения перспективных задач развития дорожного хозяйства, прошедшей 4 марта 2011 г.
С докладом на конференции выступил руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин:

 

foto4

Прошедший, 2010 год, был для дорожной отрасли знаменательным и нелегким. Нелегким, потому что это был первый год выхода из кризисной ситуации, когда в значительной степени сказываются ее негативные последствия в сфере финансирования, в определении приоритетов развития дорожной сети, в кадровой политике предприятий. Знаменательным он был потому, что в этот год были завершены крупнейшие стройки, которые велись на протяжении ряда лет и даже десятилетий и которые существенно меняют карту российских автомобильных дорог.

 

 В первую очередь, это завершение в полном объеме строительства автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск, о чем говорил Игорь Евгеньевич. Окончание этой стройки – это не только решение крупнейшей инженерной задачи по сооружению 2100 км дороги и сотен искусственных сооружений в сложных природных условиях Дальнего Востока. Это новая связь восточных регионов с остальной территорией страны, обеспечивающая наиболее гибкие возможности для населения, предприятий, бизнеса по доставке товаров, продукции, сырья, материалов. Это последнее недостающее звено самого протяженного в мире автодорожного маршрута, проходящего по территории одного государства, от берегов Тихого океана до Балтийского моря и стран Западной Европы. Для дорожников эта задача уникальна выполненными объемами работ: только за два последних года (в 2009 и 2010 годах) было сдано в эксплуатацию 1317 км проезжей части в асфальтобетоне. Была проведена сложнейшая работа по взаимной увязке работы более 10 генподрядных организаций, обеспечению бесперебойной доставки беспрецедентного количества строительных материалов и конструкций в условиях наличия единственной железной дороги.

В 2010 году завершено строительство Кольцевой автомобильной дороги в Санкт-Петербурге (кроме участка, проходящего по комплексу защитных сооружений от наводнений). На этой дороге, имеющей протяженность 116 км, почти 26 км составляют мосты, путепроводы и тоннели, расположено 26 транспортных развязок в двух и более уровнях. Этот объект не только сделал более экономичными перевозки по напряженному международному транспортному коридору из государств Скандинавии в Центральную Россию, он позволил вывести из города большую часть грузового движения, создал базу для выноса промышленных и складских предприятий из этого исторического центра, освобождения территорий для строительства жилья, культурных и спортивных сооружений.

Обращаясь к более детальным итогам работы отрасли в 2010 году необходимо отметить, что Росавтодор осуществлял свою работу в рамках 10 федеральных целевых и комплексных программ, по которым он был определен государственным заказчиком.

Объем ассигнований на дорожное хозяйство из федерального бюджета был установлен в размере 284,7 млрд рублей. Без учета средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, которые не могли быть использованы по независящих от Росавтодора причинам, выполнение бюджета составило 99,4 % от лимитов бюджетных обязательств.

Объем финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог по подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составил 132,05 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,8 % меньше, чем в 2009 году. Были введены в эксплуатацию участки федеральных дорог общей протяженностью 365,7 км. Кроме того, были завершены участки второй стадии строительства общей протяженностью 560,4 км. Введены в эксплуатацию 7940 пог. м искусственных сооружений.

Кроме двух уже упомянутых крупнейших федеральных строек, в 2010 году завершено строительство обхода городов Иркутска и Шелехова на автодороге «Байкал» протяженностью 24 км с мостом через р. Иркут. Эта стройка осуществлялась во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».

А всего на направлении международного транспортного коридора «Запад – Восток» в 2010 году введены в эксплуатацию участки автомобильных дорог общей протяженностью 98 км.

На направлении международного транспортного коридора «Север - Юг» Росавтодором (без учета объектов Государственной компании «Российские автомобильные дороги») введены в эксплуатацию участки протяженностью 108 км, включая 86 км на федеральной дороге М-4 «Дон» с обходом г. Ельца, 20 км на дороге М-29 «Кавказ» в Чеченской Республике и в Дагестане, а также реконструированные подходы к таможенному пункту Торфяновка на границе с Финляндией.

Важным направлением повышения надежности работы дорожной сети в 2010 году было улучшение состояния искусственных сооружений. На автомобильных дорогах федерального значения имеется 152 ремонтонепригодных мостовых сооружения. С 2010 года в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» включено мероприятие по реконструкции и замене ремонтонепригодных мостов. Хотя 2010 год был первым годом реализации этого мероприятия, уже завершена реконструкция 5 ремонтонепригодных мостов. Еще один ремонтонепригодный мост через р. Эрзин в Республике Тыва был заменен в процессе реконструкции участка дороги М-54 «Енисей».

Активно велось строительство объектов автодорожной инфраструктуры по подпрограмме «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе». Здесь развернуты работы на всех объектах автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Осуществлялись проектирование и строительство объектов в рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

За счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии с условиями заключенных в установленном порядке государственных контрактов осуществлялись мероприятия по подготовке территории строительства платных дорог «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск» и «Скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт - Петербург на участке 15-й км – 58-й км». Эти подготовительные работы включали в себя переустройство линий газоснабжения и нефтепроводов, сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и очистных сооружений, перенос кабельных и воздушных линий электропередач, линейных сооружений связи, археологические исследования, выполнение комплекса землеустроительных работ и т.д.

Объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации составлял 61,4 млрд рублей, которые направлялись на реализацию федеральных целевых программ (32 млрд рублей), на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и улиц в административных центрах субъектов Российской Федерации (16,5 млрд рублей), на строительство и реконструкцию Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербурге и автомобильной дороги Саяногорск - Майнская ГЭС – Черемушки в Республике Хакасия (7,8 млрд рублей), на реализацию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации комплексных региональных проектов развития промышленного комплекса г. Новомосковск в Тульской области и Нижнего Приангарья в Красноярском крае (5,1 млрд рублей).

В субъектах Российской Федерации осуществлен ввод в эксплуатацию 907 км автомобильных дорог и 7544 пог. м искусственных сооружений. Из этих объемов ввода в эксплуатацию за счет субсидий из федерального бюджета было построено и реконструировано 447 км, или более 49 % общего объема ввода в эксплуатацию региональных дорог.

Были завершены строительство Южного обхода г. Калининграда на участке от автодороги Калининград - Долгоруково до ул. Емельянова, 249 км автомобильных дорог и 1693 пог. м искусственных сооружений на территории Дальневосточного федерального округа и Республики Бурятия в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», 77,6 км дорог регионального значения в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы».

По ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» введены в эксплуатацию 39 км автомобильных дорог на территории Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик.

За счет субсидий, выделенных на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и улиц административных центров субъектов Российской Федерации, отремонтировано 12,2 млн кв. м улично-дорожной сети. В пересчете на протяженность улиц, приведенных к одной полосе движения, это составляет 3471 км.

Кроме того, в 2010 году субъектам Российской Федерации были предоставлены бюджетные кредиты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования общим объемом 50 млрд рублей. За счет этих кредитов были выполнены работы на 932 км дорог, почти 8000 пог. м искусственных сооружений, отремонтировано 3,6 млн кв. м участков уличной сети.

За счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации завершены работы по строительству автодороги Тула - Новомосковск на участке км 34+800 - км 51+660, введены в эксплуатацию 12,8 км дороги Канск – Абан – Богучаны – Кодинск, велось строительство мостового перехода через р. Ангара на автодороге Богучаны – Юрубчен – Байкит (его завершение намечено на 2011 год).

Важнейшим направлением деятельности Росавтодора на федеральных автомобильных дорогах в 2010 году оставались дорожно-эксплуатационные работы. Объем финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, был установлен в размере 66,18 млрд рублей, что на 64 % меньше, чем предусмотрено нормативами затрат, утвержденными Правительством Российской Федерации. Учитывая существенный объем недофинансирования этих работ, в программах дорожно-эксплуатационных работ на 2010 год был выделен минимальный комплекс первоочередных объектов, подлежащих ремонту и капитальному ремонту.

Капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог был проведен на участках общей протяженностью 4212 км, а также на 171 мостовом сооружении общей длиной 11179 пог. м. Было отремонтировано три тоннеля общей длиной 1307 пог м. При планировании капитального ремонта наибольшее внимание было уделено автомобильным дорогам, входящим в состав международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», которые испытывают наибольшую нагрузку от потоков тяжелых автотранспортных средств и требуют первоочередного увеличения прочностных характеристик дорожных конструкций. На этих маршрутах капитальный ремонт был выполнен на участках общей протяженностью 146,7 км и 138,1 км соответственно.

Одним из главных приоритетов в 2010 году было повышение безопасности движения. Проведены мероприятия по ликвидации всех выявленных при диагностике мест концентрации ДТП. Это 3203 участка.

На федеральных дорогах построено 280 км линий электроосвещения, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году, завершено строительство 24 надземных пешеходных переходов (в 2009 году было построено 3 таких перехода). Ликвидировано 11856 въездов, не соответствующих нормативным требованиям.

Вместе с тем, несмотря на перечисленные работы, выполненные для повышения безопасности движения, недофинансирование капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог в условиях роста транспортных потоков привело к увеличению аварийности. Хотя общее количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями на федеральных дорогах в 2010 году осталось на 43,9 % меньше, чем пять лет назад (в 2005 году), общее количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями на федеральных дорогах за 2010 г. увеличилось по сравнению с 2009 годом на 21,8 %. Число погибших и раненых увеличилось соответственно на 12,1 % и 15,3 %. Вопрос о причинах увеличения аварийности с сопутствующими дорожными условиями и пути ее снижения выносились нами на заседание коллегии Росавтодора. Начальникам органов управления дорожным хозяйством необходимо жестче подходить к вопросам безопасности движения при контроле исполнения подрядчиками государственных контрактов на содержание дорог. Управлению эксплуатации дорог совместно с Управлением правового обеспечения нужно проработать предложения по внесению в контракты на содержание дорог дополнительных положений, касающихся обеспечения безопасности движения.

В то же время не могу не отметить, что статистические данные о характере ДТП зачастую не отражают реальных причин происшествия и не позволяют принять правильное решение по необходимым мероприятиям, исправляющим ситуацию. Например, по статистике в качестве причин более 11 % ДТП с неудовлетворительными сопутствующими дорожными условиями фиксировалось «несоответствие параметров дороги ее категории», хотя в соответствии с нормативными документами параметры дороги и являются критериями отнесения к той или иной категории.

Во многих случаях отнесение ДТП к происшествиям с сопутствующими дорожными условиями осуществлялось сотрудниками ГИБДД путем сравнения с нормами, принятыми в строительных правилах и не действующими для оценки существующих дорог.

Убедительная просьба с Владимиру Владимировичу Швецову - начальнику Департамента обеспечения безопасности движения МВД России, который принимает участие в сегодняшней конференции, дать необходимые поручения сотрудникам ГИБДД, по совместному с дорожниками анализу причин ДТП с сопутствующими дорожными условиями и выполнению при установлении причин ДТП положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», которое устанавливает иные параметры дорог, чем было предусмотрено СНиП в 1985 году.

Новым важным направлением в деятельности Росавтодора в 2010 году была работа по реализации положений Федерального закона «О транспортной безопасности». Организована охрана 123 искусственных дорожных сооружений с выставлением круглосуточных постов. Разработан программный комплекс автоматизированного проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также ведения реестра таких объектов. Аккредитованы 23 специализированные организации в этой области. Разработаны и направлены для утверждения в установленном порядке проекты методических документов, касающихся проведения оценки уязвимости объектов и их категорирования. Для подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности Росавтодором совместно с МАДИ разработаны и согласованы с Минтрансом России и Минобрнауки России программы подготовки специалистов в области транспортной безопасности. С 2010 года эти программы используются для обучения студентов и при повышении квалификации работников подведомственных Росавтодору организаций.

Принимались меры по оптимизации бюджетных расходов и повышению качества работ. В Правительственную комиссию по проведению административной реформы направлен проект Плана Росавтодора по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011-2012 годов. На проект Плана получено положительное в целом заключение Минфина России, основные мероприятия данного плана реализуются.

Одним из важных мероприятий в области повышения эффективности бюджетных расходов является применение предусмотренных законодательством конкурентных форм закупок для государственных нужд. В 2010 году было проведено 17849 процедур размещения государственного заказа. По 99,5 % этих закупок в 2010 году заключены государственные контракты. Достаточно высокое качество организации размещения государственного заказа и объективность подведения их итогов подтверждается тем, что лишь в 0,7 % общего количества торгов итоги были оспорены участниками. Для повышения прозрачности процедур размещения государственного заказа проводилось размещение государственных заказов путем проведения открытых аукционов, в том числе - в электронной форме. За активное участие в Шестом Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ 2010» Росавтодор был отмечен дипломом Минэкономразвития России.

Проводились торги по процедурам, предусмотренным законодательством для субъектов малого предпринимательства. Общий объем закупок у субъектов малого предпринимательства составил 13 % годового объема закупок, предусмотренных законодательством. Это соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона № 94-ФЗ.

Для повышения эффективности работы отрасли в 2010 году Росавтодором были утверждены плановые показатели оценки эффективности деятельности учреждений дорожного хозяйства. Выполнение этих показателей было основой для назначения размера премии начальникам федеральных учреждений. Вместе с тем, реализовывались меры нематериального поощрения работников. Подведены итоги конкурсов среди подведомственных учреждений на звание «Лучшее подразделение» по различным направлениям деятельности.

Осуществлялась работа по контролю качества работ и эффективности использования бюджетных средств. Были проведены 239 комплексных и тематических проверок. Проводился мониторинг качества дорожно-мостовых работ и использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий в субъектах Российской Федерации. Результаты проверок были основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушение технологических или производственных показателей, для внесения соответствующих представлений администрациям субъектов Российской Федерации. Наиболее существенные нарушения и упущения в деятельности выносились на рассмотрение коллегии Росавтодора.

Активно ведется претензионно-исковая работа. В 2010 году Росавтодор принимал участие в 51 судебных делах, из которых 36 завершены полностью или частично в пользу Росавтодора и еще 11 дел не завершены и находятся в стадии рассмотрения. В целях повышения требовательности заказчиков к исполнению контрактных обязательств подрядными организациями в подведомственных Росавтодору учреждениях созданы юридические службы. По предложениям Росавтодора и подведомственных ему учреждений в реестр недобросовестных поставщиков внесены 8 организаций.

Существенным направлением деятельности Росавтодора в 2010 году была разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций. Завершена разработка стратегии развития инновационной деятельности Росавтодора, направленная на выполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу об инновационном развитии транспортного комплекса Российской Федерации, который состоялся 24 ноября 2009 г. в г.Ульяновске. Этот проект стратегии рассмотрен с участием широкого круга специалистов и научной общественности, обсужден на заседании Научно-технического совета Росавтодора и в настоящее время дорабатывается по поступившим предложениям для подготовки к утверждению.

Важными направлениями научных исследований были повышение качества дорожных работ, мероприятия по снижению финансовых и энергетических затрат в дорожном хозяйстве.

В целях увеличения межремонтных сроков и снижения потребности в затратах на ремонт и содержание дорог проведен комплекс исследований в области расширения применения в дорожном хозяйстве цементобетона. Разработаны методические рекомендации по ремонту и содержанию цементобетонных покрытий автомобильных дорог, рекомендации по применению быстротвердеющих материалов для ремонта цементобетонных покрытий, по устройству дорожных удерживающих ограждений из монолитного цементобетона.

Для совершенствования документов технического регулирования, гармонизации отечественной нормативно-технической базы с международными стандартами, в контакте с коллегами из Белоруссии и Казахстана проводилась работа по созданию технического регламента по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог государств, входящих в Таможенный союз.

По предложениям Росавтодора Техническим комитетом по стандартизации внесены для утверждения в Росстандарт проекты 8 национальных стандартов, направленных в первую очередь на повышение безопасности движения, в том числе в части улучшения качества и долговечности дорожной разметки, направляющих устройств, освещения дорог, новых типов асфальтобетона. Введены в действие 10 отраслевых методических документов.

Сейчас резко возрос объем строительных работ в регионах, характеризующихся наличием опасных природных явлений, в том числе на территории Черноморского побережья, Северного Кавказа, Приморья, зоны вечной мерзлоты. Как показали события последнего времени, это приводит к повышению активности опасных природных явлений, что может оказывать необратимое негативное воздействие на устойчивость функционирования и состояние автомобильных дорог. В течение 2010 года выполнялись научные исследования в области поведения дорожных конструкций в сложных природных условиях, разработка методических документов в данной сфере. Так, завершена разработка рекомендаций по расчету устойчивости оползнеопасных склонов и откосов, по мониторингу и обследованию устойчивости и надёжности, а также выполнению работ по содержанию подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках.

Разработаны рекомендации по мониторингу колееобразования на реконструируемых федеральных автомобильных дорогах Юга России, обслуживающих интенсивные транспортные потоки в условиях высоких температур. Подготовлены предложения по созданию для этих целей станций долгосрочных наблюдений.

Для реализации задач в области повышения доступности транспортных услуг для маломобильных групп населения завершена разработка отраслевых методических рекомендаций по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства.

Активно формировалась новая система управления внедрением инноваций на объектах дорожного хозяйства. Мониторинг внедрения инноваций в органах управления дорожным хозяйством и при исполнении контрактов подрядными организациями возложен на ФГУ «Росдортехнология». Этот мониторинг не ограничивается фиксацией внедрения, осуществлялось наблюдение и проверка качества реализации инновационной продукции на различных технологических этапах, проводились необходимые обследования и испытания. На основе этого готовились предложения о целесообразности дальнейшего применения инновационной продукции. В ряде случаев проводились повторные испытания и экспертизы.

В 2010 году было освоено 448 объектов инноваций. Было освоено 26 новых технологий при строительстве и ремонте дорожных одежд, 34 новых вида машин и механизмов, 41 инновационная технология в сфере строительства и ремонта мостов, 23 инновационные технологии в области автоматизированных систем управления, 21 инновационная энергосберегающая технология в области обустройства дорог, 19 новых видов добавок к битуму, повышающих его качество и сроки службы.

В 2010 году были впервые применены новые композиционные материалы при проведении строительных и ремонтных работ на мостовых сооружениях, в том числе при строительстве пешеходных путепроводов из пластиковых материалов взамен металлических конструкций и железобетона.

Значительный объем исследований и внедренческих работ был выполнен в целях расширения применения системы спутниковой навигации «Глонасс». По предложениям Росавтодора Росстандартом введены в действие 7 национальных стандартов в данной сфере. В подведомственных Росавтодору органах управления дорожным хозяйством внедрены диспетчерские навигационные системы на базе «Глонасс», они используются для мониторинга работы подрядных организаций по содержанию автомобильных дорог, позволяют повысить эффективность контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделенных в рамках заключенных государственных контрактов. Завершена разработка методов применения «Глонасс» при инженерно-геодезических изысканиях, проектировании и геодезическом обеспечении строительных работ.

По данным диагностики в 2010 году на автомобильных дорогах федерального значения, находящихся в ведении Росавтодора, доля протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 38,63 % общей протяженности при задании ФЦП 38,57 %, доля протяженности дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составила 26,23 % общей протяженности, что лучше заданий ФЦП - 29,08 %.

В 2011 году и на среднесрочный период объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета предусмотрен: на 2011 год в размере 298,9 млрд рублей, на 2012 год – в размере 267,6 млрд рублей, на 2013 год – 303 млрд рублей.

Кроме федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и программ регионального развития, в федеральном бюджете предусмотрено предоставление на цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения ассигнований в объеме: в 2011 году - 88,7 млрд рублей, в 2012 году – 114,3 млрд рублей, в 2013 году – 145,5 млрд рублей.

По непрограммной части в 2011 году из федерального бюджета предусмотрены ассигнования на софинансирование строительства Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербурге (7,3 млрд рублей), дороги Саяногорск - Майнская ГЭС – Черемушки в Республике Хакасия (250,0 млн рублей), примыкания к автомобильной дороге М-52 "Чуйский тракт" на км 651 в районе урочища реки Урсул в Республике Алтай (1 млрд рублей).

Таким образом, объемы финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета в период 2011-2013 годов не претерпят существенных изменений, кроме падения в 2012 году (около 31,4 млрд рублей, или на 17 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом). Это падение связано с передачей в этом году в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от увеличения ставок акцизов на автомобильное топливо, которое принятыми поправками к Налоговому кодексу предусмотрено осуществить поэтапно в течение 2011-2013 годов. Ситуацию предполагается изменить, начиная с 2014 года, когда переход на вышеуказанные ставки акцизов на автомобильное топливо будет осуществлен в полном объеме. Это позволит увеличить доходы Федерального дорожного фонда в 2014 году до 394,4 млрд рублей, или на 17 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2013 годом.

Общий объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство по федеральным целевым программам и непрограммной части предусмотрен в объеме: в 2011 году – 55,9 млрд рублей, в 2012 году – 20,6 млрд рублей, в 2013 году – 15 млрд рублей. Вместе с тем общий объем финансирования дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации не уменьшится, но даже возрастет в связи с увеличением налоговой базы региональных бюджетов от увеличения ставок акцизов на автомобильное топливо. Задача состоит в том, чтобы эти дополнительные доходы региональных бюджетов пошли на дороги. Необходимо создать дорожные фонды субъектов Российской Федерации с концентрацией в них средств, поступающих от налогов, связанных с дорожной деятельностью. Субсидии предусматривается направить на софинансирование объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение, а также на строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам.

Правительством Российской Федерации постановлением от 22 декабря 2010 г. № 1088 утверждено распределение между субъектами Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение.

На строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам намечено направить в 2011 году – 5 млрд рублей, в 2012 году – 6 млрд рублей, в 2013 году – 7 млрд рублей. Подготовлен и представлен в Минтранс России проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления этих субсидий. Правилами предусматривается участие в распределении этой части субсидий Минсельхоза России, органов управления агропромышленным комплексом и управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

В федеральном бюджете на 2011 год также предусмотрено предоставление субсидий в объеме 11,3 млрд рублей на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и улиц в административных центрах субъектов Российской Федерации и административных центрах муниципальных районов Московской и Ленинградской областей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1171 утверждены Правила предоставления этих субсидий. Сейчас почти завершено заключение соглашений с администрациями субъектов Российской Федерации на предоставление этих субсидий, средства пошли в регионы.

Предоставляются в 2011 году субъектам Российской Федерации бюджетные кредиты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общим объемом до 36 млрд рублей. Росавтодор в соответствии с Правилами предоставления этих бюджетных кредитов согласовывает перечень объектов, на которые предоставляется кредит. Росавтодором в рабочем порядке рассмотрена большая часть предложений субъектов Российской Федерации по перечню объектов кредитования. После регистрации в Минюсте приказа Минтранса России об установлении формы перечня, работа будет завершена.

Нельзя не отметить, что на реализацию программ дорожных работ в 2011-2013 годах существенное влияние будут оказывать негативные последствия мирового финансового кризиса, когда были вынужденно изменены приоритеты финансирования строительства и реконструкции объектов. На основании поручения Правительства Российской Федерации в период 2009-2010 годов протяженность вновь начинаемых объектов в ФАИП сократилась по сравнению с 2008 годом на 41 %. Объем финансирования вновь начинаемых строек в 2009 и 2010 годах сократился по сравнению с 2008 годом соответственно в 2,5 и 1,3 раза. Это привело к резкому уменьшению технологических заделов на строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений, существенному падению объемов ввода объектов в эксплуатацию в 2011-2013 годах.

Необходимо отметить, что в соответствии с ФАИП существенная доля расходов будет направлена на строительство капиталоемких объектов в районе Большого Сочи, на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, увеличение надежности функционирования дорог. Так, на строительство олимпийских объектов будет направлено в 2011 году 43,9 млрд рублей, или 31 % объема капитальных вложений, предусмотренных по подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». В 2012 году эта доля составит 25 %. Указанные объекты имеют до 6-8 полос движения, большое количество сложных транспортных развязок в разных уровнях, путепроводов, тоннелей, эстакад, которые не дают существенной протяженности вводимых дорог.

Исходя из заданий Федеральной адресной инвестиционной программы на 2011-2013 годы, доведенных Минэкономразвития России, на автомобильных дорогах федерального значения в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» планируется осуществить ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции в 2011 году участков общей протяженностью 192 км, в 2012 году – 274 км, в 2013 году – 334 км.

В целях более полного и объективного отражения структуры строящихся и реконструируемых объектов, объемов работ, в том числе направленных на повышение безопасности движения, в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» нами предложено включить в подпрограмму «Автомобильные дороги» ряд новых показателей, в том числе:

- прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 тонн (величина данного индикатора в 2011 году составит 510 км);

- прирост протяженности линий искусственного электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (величина данного индикатора в 2011 году составит 350,1 км);

- строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, находящихся в управлении Росавтодора, в однополосном исчислении (величина данного индикатора в 2011 году составит в 2011 году 993 км, в 2012 году – 1442 км, в 2013 году – 1517 км).

В 2014 году после завершения перехода в полном объеме на новые ставки акцизов на автомобильное топливо и связанного с этим увеличения доходной базы Федерального дорожного фонда объем ввода в эксплуатацию автомобильной дороги федерального значения намечено довести до 405 км, или 2255 км в однополосном исчислении.

В 2011 году впервые после 2009 года, когда был введен в эксплуатацию обход г. Сочи, предстоит обеспечить ввод в эксплуатацию дорожных олимпийских объектов.

2011 год должен стать решающим в реализации программы подготовки к саммиту АТЭС 2012 года в г. Владивостоке. В рамках этой программы в 2011 году предусмотрено завершить реконструкцию участков автомобильных дорог общей протяженностью 18,3 км с искусственными сооружениями общей длиной 3103 пог. м.

В целом на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов будет сохранен тот высокий темп развития дорожной сети, который был набран при завершении строительства дороги «Амур» Чита – Хабаровск.

Так, в 2011 году в соответствии с ФАИП намечено выполнить строительных работ на федеральной дороге «Уссури» в объеме 4,1 млрд рублей, или в 2,7 раза больше, чем в 2010 году. На дороге «Колыма», «Лена» и «Вилюй» - в объеме 5,2 млрд рублей, или в 2,6 раза больше, чем в 2010 году.

На дороге «Амур» в течение трехлетнего периода предстоит выполнить большой объем работ по улучшению состояния участков, построенных в прошлые годы, путем их реконструкции и капитального ремонта. Необходимо также создать на этой дороге современную систему обслуживания пользователей. Уже сейчас на этой дороге работают 169 предприятий дорожного сервиса. Разработана программа совершенствования дорожного сервиса, предусматривающая строительство 12 автозаправочных станций, 16 станций технического обслуживания, 11 кафе, 11 придорожных гостиниц, 4 зон комплексного обслуживания.

В 2011 – 2013 годах на дороге «Байкал» от Челябинска до Читы будут реконструированы участки общей протяженностью 57 км, в том числе в 2011 году будут введены 8,2 км в Иркутской области. Кроме того, на этой дороге в 2011 году будет разработана проектная документация на строительство участков протяженностью 183 км. Главной задачей на этой дороге будет переустройство участков, имеющих переходный тип дорожной одежды.

В целом задачи ликвидации грунтовых разрывов на федеральных дорогах и переустройства участков с переходным типом дорожной одежды будет приоритетной в ближайшие годы.

Будут расширены работы на территории Северного Кавказа. На автомобильной дороге М-29 «Кавказ» на территории Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Ставропольского края будут построены и реконструированы участки общей протяженностью 19,4 км, в том числе третий пусковой комплекс обхода г. Нальчика протяженностью 12 км. Кроме того, будет разработана проектная документация на строительство участков дороги протяженностью 35 км, а также обхода г. Гудермеса в Чеченской Республике.

На строительстве и реконструкции автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва – Челябинск в 2011 году запланировано завершение участков на территории Рязанской и Челябинской областей общей протяженностью 19,4 км с искусственными сооружениями общей длиной 1241 пог.м.

В 2011 – 2013 годах будет осуществлена замена 35 ремонтонепригодных искусственных сооружений, в том числе на 2011 год запланировано завершение 20 искусственных сооружений общей длиной 1255 пог. м.;

В рамках программ дорожно-эксплуатационных работ в 2011 году на автомобильных дорогах федерального значения намечено завершить капитальный ремонт и ремонт участков общей протяженностью 5544 км, что на 32 % больше, чем в 2010 году, а также 12850 пог. м искусственных сооружений, что на 15 % больше, чем в 2010 году. Для повышения долговечности конструкций автомобильных дорог в условиях увеличения весовых характеристик обслуживаемых транспортных средств в 2011 году и в последующие годы намечено увеличение доли капитального ремонта дорог. Так, в 2011 году запланировано выполнить капитальный ремонт участков автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 638 км, или на 11,3 % больше, чем в 2010 году, в 2012 году – 945 км (на 65 % больше, чем в 2010 году), в 2013 году – 1316 км (в 2,3 раза больше, чем в 2010 году).

В 2011 году на федеральных автомобильных дорогах намечено завершить строительство 24 надземных пешеходных переходов, установить 31,6 км барьерного ограждения, в том числе на многополосных дорогах для разделения транспортных потоков по направлениям, осуществить устройство 415 км линий электроосвещения (это в 1,48 раза больше, чем в 2010 году). Кроме того, для реализации в последующий период в 2011 году планируется разработать проектную документацию на устройство еще 1307 км линий электроосвещения.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» в 2011-2013 годах будет осуществляться поэтапное оснащение объектов дорожной инфраструктуры инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности с учетом возможности их последующего расширения и создания централизованных распределенных систем. Запланировано также создание пилотных проектов по оснащению инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов и автотранспортных средств, осуществляющих межрегиональные пассажирские перевозки по направлению Северо-Кавказский регион – Москва. Подготовлены предложения по внесению в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте мероприятий по техническому оснащению автовокзалов в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи. Эти проекты будут являться базой для дальнейшего внедрения систем обеспечения транспортной безопасности субъектами Российской Федерации.

В 2011 году и в среднесрочной перспективе будут приниматься дальнейшие меры, направленные на оптимизацию бюджетных расходов, повышение качества работ, разработку и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций. В 2011 году будет завершена работа по ряду проектов национальных стандартов и отраслевых методических документов, а также продолжена работа в области создания технического регламента по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог государств, входящих в Таможенный союз.

Продолжится работа по применению современных методов осуществления процедур размещения государственного заказа, в том числе проведения открытых аукционов в электронной форме.

Будет проводиться работа по контролю качества работ и эффективности использования бюджетных средств. Данная работа будет осуществляться на основе утвержденного графика мониторинга.

В целях исполнения принятых решений по реформированию системы финансирования дорожного хозяйства и созданию дорожных фондов осуществляется необходимая работа.

Разработанные программы дорожных работ предусматривают возможность гибкого реагирования на изменение наполнения Федерального дорожного фонда в зависимости от собираемости налоговых источников с возможностью направление дополнительных средств на ускорение завершения мероприятий. Вместе с тем в рамках действующего жесткого принципа незыблемости сроков реализации государственных контрактов, установленного законодательством о закупках, нельзя реализовать в полном объеме преимущества дорожных фондов в части обеспечения ускорения сроков ввода объектов. Представляется необходимым ввести в законодательство положение о возможности изменения срока выполнения предусмотренных контрактом работ и других условий контрактов в связи с изменением объемов финансирования из федерального дорожного фонда в отдельные периоды.

Отрабатывается внедрение концессионных механизмов финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог федерального значения. Одним из первых опытов в этой области будет заключение концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию транспортной развязки на пятьдесят шестом километре автомобильной дороги М-9 «Балтия».

Будет завершена работа по разработке правовых и организационных механизмов реализации контрактов «жизненного цикла» на осуществление в рамках единого контракта комплекса работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения.

Будет осуществляться реализация мер, направленных на формирование дополнительных неналоговых источников финансирования, в том числе в части разработки и внедрения систем взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами максимальной массой свыше 12 тонн, с поэтапной подготовкой и внедрением систем электронной и спутниковой идентификации транспортных средств. Нами направлены предложения по включению работников Росавтодора в рабочую группу Минтранса России по рассмотрению результатов выполняемой по его плану научной разработки по научно-обоснованным техническим и технологическим решениям системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам с владельцев транспортных средств, полная масса которых более 12 тонн, предусматривающих опытное внедрение разрабатываемой системы.

Для повышения эффективности принимаемых мер в области организации провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов по федеральным дорогам намечено в 2011 году и в последующий период расширить участие в деятельности по взысканию в претензионно-исковом порядке штрафных санкций за нарушение законодательства подведомственных Росавтодору федеральных государственных учреждений, а также привлечение в установленном законом порядке на договорной основе экспертов и юристов, специализирующихся на ведении судебных дел в этой области. Нужно реализовать в полном объеме те меры по ужесточению санкций за нарушение законодательства в этой сфере, которые предусмотрены Кодексом об административных нарушениях.

В связи с введением механизма региональных дорожных фондов нами проведена работа с администрациями субъектов Российской Федерации по выявлению хода работ по разработке и принятию законодательства о дорожных фондах субъектов Российской Федерации. Анализ представленной информации показал, что в субъектах Российской Федерации подготовка такого законодательства осуществляется. Однако, до принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации из большей части субъектов Российской Федерации сообщили, что завершат работу по подготовке законов после принятия федерального законодательства.

Завершая доклад хочу отметить, что в результате деятельности дорожного хозяйства в 2011 году на федеральной дорожной сети доля протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 38,68 %, доля протяженности дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составит 30,56 %. Количество сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, увеличится на 210 единиц.

www.mintrans.ru


Дорожное хозяйство