Росавтодор - ключевые факторы проблем

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», за период с 2012 по 2013 г.». С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

«Автомобильные дороги»

Как отметил аудитор, в проверенном периоде Росавтодором не обеспечено достижение плановых показателей, предусмотренных Подпрограммой «Автомобильные дороги»: строительство и реконструкция автодорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования.


Ключевые факты

- Росавтодором не обеспечено эффективное управление реализацией Подпрограммы «Автомобильные дороги», в том числе финансовыми ресурсами, выделяемыми из федерального бюджета на ее выполнение.

- Росавтодором в проверенном периоде не достигнуты целевые индикаторы и показатели, установленные Подпрограммой «Автомобильные дороги».

- За весь период реализации Подпрограммы «Автомобильные дороги» - 2001-2013 гг. - протяженность автодорог федерального значения увеличилась лишь на 5 тыс. км.

- Объем неисполненных назначений за 2012-2013 гг. составил 44 млрд. рублей, или около 10% от сводной бюджетной росписи.

- Сумма неосвоенных средств федерального бюджета, выделенных  в 2012-2013 гг. на оплату НИОКР, составила 504 млн. рублей или 38% от общего объема средств.

- В 2012 г. не освоено 56 млрд. рублей или 67% от объема выделенных субсидий, в 2013 г. – 27 млрд. рублей (75%).


 

В 2013 г. в установленные сроки не введены в эксплуатацию автодорога М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке в Ярославской области и автодорога М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке в Тверской области и др.

При этом, как отметил аудитор, согласно данным Росстата, за весь период реализации Подпрограммы «Автомобильные дороги» 2001-2013 гг. протяженность автодорог федерального значения увеличилась лишь на 5 тыс. км.

«Одна из причин недостижения плановых показателей - недостатки в управлении реализацией Подпрограммы, в том числе финансовыми ресурсами, выделяемыми на ее выполнение», - считает Валерий Богомолов.

В частности, в нарушение Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденного Правительством России, Положение об управлении реализацией программы Минтрансом России утверждено с опозданием более чем на 4 года.

Из-за имеющихся недостатков в управлении финансовыми ресурсами, предусмотренными на реализацию Подпрограммы, объем неисполненных назначений за 2012-2013 гг. составил 44 млрд. рублей, или около 10% от сводной бюджетной росписи. 

По состоянию на 1 января 2014 г. объем дебиторской задолженности по подведомственным Росавтодору учреждениям составлял 38,2 млрд. рублей. В целом же объем дебиторской задолженности на 1 января 2014 г. в сумме 81,8 млрд. рублей составлял 36,5% объема бюджетных ассигнований на 2013 г., предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы. Просроченная дебиторская задолженность на конец 2013 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. на 377 млн. рублей и составила 882 млн. рублей.

В проверенном периоде Росавтодором неоднократно вносились изменения в задания на выполнение работ по строительству и реконструкции федеральных автодорог общего пользования, направляемых подведомственным учреждениям. «По объектам проверки это от 8 до 17 раз в год», - пояснил аудитор.

Кроме того, доведение Росавтодором заданий на выполнение работ в рамках Подпрограммы и лимитов бюджетных обязательств в конце года повлекли за собой нарушение подведомственными учреждениями бюджетного законодательства. В частности, в нарушение Бюджетного кодекса ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» заключало контракты на выполнение работ при отсутствии лимитов бюджетных обязательств. По данным фактам составлено два протокола об административном правонарушении в отношении начальника указанного учреждения.«Постановлениями территориального управления Росфиннадзора Минфина РФ в Вологодской области от 1 октября 2014 г. начальнику указанного учреждения назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей», - уточнил Валерий Богомолов.

Также подведомственными учреждениями заключались контракты на выполнение строительно-монтажных работ без наличия разрешения на строительство. 

Подпрограммой предусмотрены мероприятия по проведению поисковых и фундаментальных исследований, основными направлениями которых являются создание принципиально новых материалов, конструкций и технологий; совершенствование эксплуатации и проектирования автомобильных дорог и др. Аудитор  отметил, что финансирование мероприятий по научно-техническому и инновационному обеспечению подпрограммы осуществлялось в утвержденных объемах. 

Однако Росавтодором не обеспечена результативность расходов, направленных на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Сумма неосвоенных средств федерального бюджета, выделенных в 2012-2013 гг. на оплату НИОКР, составила 504 млн. рублей или 38% от общего объема средств. 

Объем бюджетных средств, затраченных на проведение проектно-изыскательских работ в рамках Подпрограммы, результаты которых до сих пор не используются или подлежат списанию как нецелесообразные, составляет более 500 млн. рублей. «И это только по трем проверенным учреждениям Росавтодора», - пояснил аудитор.

Серьезной проблемой остается низкий уровень освоения регионами средств федерального бюджета. В 2012 г. не освоено 56 млрд. рублей или 67% от объема выделенных субсидий, в 2013 г. – 27 млрд. рублей (75%). Это повлекло за собой срыв сроков ввода в эксплуатацию автомобильных дорог. Вместе с тем Росавтодором в нарушение Методики расчета межбюджетных субсидий в 2013 г. предоставлялись субсидии регионам, не достигшим значений показателей результативности в 2012 г. По итогам 2012 г. семь субъектов РФ полностью не освоили предоставленные субсидий на общую сумму 18 млрд. рублей.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление Федеральному дорожному агентству и предписание губернатору Волгоградской области в связи с невыполнением ранее направленного представления Счетной палаты. Отчет о результатах направлен также в Государственную Думу и Совет Федерации РФ. 

Видеосюжет на Youtube

http://audit.gov.ru/

 

Дорожное хозяйство