Как строить качественные дороги

Ни для кого не секрет, что качество российских дорог в большинстве своём далеко от идеала. 

Ни для кого не секрет, что качество российских дорог в большинстве своём далеко от идеала.

И если в Москве ситуация с качеством дорожного полотна вполне нормальная, то в других регионах России, она плачевна. О том, какие технологии используются сегодня в дорожном строительстве, мы (источник см. в конце) поговорили с учредителем «ВТМ Дорпроект» Михаилом Вадимовичем Ткаченко.

- Какие новые технологии строительства автомобильных дорог появились в России за последние годы?
- Качество российских дорог уже давно стало притчей во всех оттенках. Очень часто дороги без ремонта могут «прожить» год, а если при укладке асфальта были существенные нарушения технологии – то и вовсе несколько месяцев от силы. Хотя, по хорошему, асфальтовое покрытие должно выдерживать любые температуры, противостоять агрессивной среде – воде, солнцу (ультрафиолет оказывает негативное влияние на битум), выдерживать достаточно высокие нагрузки и т.д.
Данное положение дел послужило отправной точкой для изменения технологий строительства автомобильных дорог в России и внедрению новых, современных материалов в данный процесс. Можно констатировать, что инновации в дорожной отрасли наиболее эффективно стали применяться в последние 10 лет.
К новым технологиям можно отнести:
применение различных модификаторов добавляемых в битум, в следствии чего увеличивается стойкость асфальтобетона к растрескиванию в широком интервале температур, уменьшается колееобразование.
в целях повышения устойчивости дорожного покрытия к воздействию воды, попеременного замораживания и оттаивания в настоящее время широкое применение получили гранитные наполнители, модифицированные битумы и широкий комплекс добавок. Применение модифицированных битумов позволяют увеличить сроки их окисления в процессе эксплуатации асфальтобетонного покрытия с 5 до 9 лет. Применение гранитных наполнителей обеспечивают увеличение сроков истираемости дорожной одежды и образования колейности, а также повышение показателя морозостойкости с 50 до 300 циклов попеременного замораживания и оттаивания.
применение геосинтетических материалов для армирования земляного полотна и асфальтобетонного покрытия.
использование метода стабилизации грунта с помощью специальных добавок, так называемых «полифилизаторов». По данной технологии разрыхленный грунт смешивается со специальными добавками, которые при добавлении реагента превращают грунт в плотное водонепроницаемое основание дороги с высокой степенью прочности и износостойкости. Так основание дорожного полотна с помощью профилизаторов не уступает по прочности щебеночному основанию толщиной в 20 см, но сроки устройства подобного основания в несколько раз меньше. Кроме того, продлеваются сроки службы дороги без капитального ремонта, появляется возможность использовать местный грунт вместо дорогих и дефицитных привозных материалов (песок, гравий и щебень).
И это еще не полный перечень.

Комментарий компании СК ИСТРА по доставке песка, щебня и других стройматериалов:

Сразу отмети, что песок у многих ассоциируется с пляжем, морем, детскими играми. Но именно он применяется везде в строительных работах. Там, где надо сделать фундамент, построить дорогу, укрепить грунт - важно вовремя  заказать машину песка. В СК ИСТРА можно заказать машину песка по привлекательным ценам и собственный парк специальной строительной техники. Строительный сектор активно использует безопасные природные материалы, среди которых самые известные - дерево и камень. В процессе производства многие материалы подвергаются специальной обработке для продления срока эксплуатации, создания дополнительных свойств.

http://skistra.ru/zakaz-peska/

В мире строительства по многим технологиям нельзя избежать соприкосновения с вредными веществами в процессе обработки. Задача производителей - минимизировать отрицательное воздействие.  Строители также должны вносит свой вклад в безопасность используемых материалов и надо знать - в каком сочетании можно использовать тот или иной строительно-отделочный материал.  

Многие знают, что гранитный щебень обладает природной радиоактивностью, но контроль и проверки поставок создают оптимальные условия для применения его в составе бетонов и  вполне возможно - при выполнении фундаментных работ. В этом случае фон сохраняется нормальным.  Способность накапливать радионуклиды есть и глинистых пород, являющихся сырьем при производстве кирпича и керамзита. Технологи добавляют - при термообработке радиоактивный фон повышается. Поэтому каждая партия таких материалов должна сопровождаться сертификатом безопасности, где, в частности, подтверждается отсутствие превышения фоновых параметров.

Без тщательного лабораторного анализа невозможно определить экологичность того или иного строительно-отделочного материала. Поэтому гарантией качества продукции с точки зрения отсутствия ее вредного воздействия на здоровье может служить гигиенический сертификат Госсанэпиднадзора России, подтверждающий соответствие материала действующим санитарным нормам. Другим обязательным документом для данного рода продукции является сертификат соответствия Госстандарта России, подтверждающий соответствие потребительских свойств товара установленным строительным требованиям.


- Откуда в Россию пришли строительные технологии, о которых мы говорим? Или это собственные разработки российских специалистов?
- Нельзя категорично заявлять, что строительные технологии о которых мы говорим пришли в Россию из крупнейших стран запада, являющихся законодателями в сфере дорожного строительства – США, Германия, Италия. При этом я не против зарубежных технологий, которые могут быть адаптированы к нашим условиям. Однако надо учитывать тот фактор, что Россия – огромное государство, со своими климатическими особенностями, особенностями почв и т.д. Есть такая проблема – стабилизация грунтов. Она есть во всех странах. Однако решения этой проблемы, скажем, в США, не годятся для ее решения в Европе или России. Поэтому, на мой взгляд, раз уж мы работаем на отечественном рынке, то давайте использовать отечественные разработки – тем более что достойных и зарекомендовавших себя российских технологий не мало.


- В чем их преимущество по сравнению с традиционными способами дорожного строительства?
- Мир не стоит на месте, мир существенно продвинулся в технологиях строительства дорог. Приведу пример. В США давно строят автомобильные дороги высококлассные, с колоссальной грузоподъемностью, со значительной долговечностью. Впервые там использовали технологию строительства «вечных» автодорог и покрытий из сборного преднапряженного железобетона еще в 1921 г.
Между тем, такая технология преднапряженного железобетона известна и в нашей стране, еще с 1960-х гг.! Сегодня она используется мостовиками, применяется на специальных объектах и начинает распространяться в строительстве.
Во всем мире инженеры достаточно давно поняли, из чего надо строить автомобильные дороги и как их надо строить. На самом деле такое строительство гораздо дешевле и эффективнее.
В реальности сегодня это выглядит так. Идет грейдер, ровняет полотно дороги в горизонт. После прохода грейдера насыпается песок до 20 см, по их требованиям, на песок настилается пленка полиэтиленовая, а на эту пленку укладываются стык в стык шпунтованные плиты. В этих шпунтованных плитах есть отверстия через каждый метр, в них и вводятся стальные канаты. Полотно дорожное приобретает просто фантастические характеристики. И прежде всего, надежность – за 30-35 лет ремонта не нужно никакого. Эти плиты сверху покрываются или герметиком, или небольшим слоем литого асфальта – и дорога навеки.
Переход на технологию цементобетонных жестких покрытий дорог не только решает проблему радикального повышения грузоподъемности и долговечности автотрасс, но и может позволить значительно уменьшить объемы затрат не только песка и щебня, но и слишком дорогого теперь битума, применяемого в России для строительства автодорог.


- Какова себестоимость дорог построенных по новым технологиям в сравнении с традиционным асфальтовым покрытием?
- Себестоимость таких дорог по новой технологии в среднем в два раза ниже, чем асфальтобетонных, т.к. радикально сокращаются затраты на подготовку оснований автомобильных дорог, не выкапываются, не грузятся, не перевозятся, не разравниваются, не уплотняются огромные объемы грунта, песка и щебня.
Также стоит отметить, что увеличение цены строительства при применении современных модификаторов безусловно. Это ведь простая арифметика: заплатив сегодня больше, сэкономишь в будущем, т.к. в данном случае происходит увеличение межремонтного срока дороги.


- Наверняка, у технологий, о которых мы сейчас говорим, есть свои недостатки. Можете добавить «ложку дегтя» в ваш рассказ?
- Вы знаете, ведь испортить можно все что угодно – даже самый высокотехнологичный продукт. Применение новых технологий и инновационных материалов не исключение: требуется очень точное соблюдение технологического процесса. И здесь выплывает еще одна острая проблема дорожной отрасли - дефицит квалифицированных кадров. Не хватает технологов, не хватает рабочих. Получилось так, что поколение, которое умело это делать, и хорошо умело, оно или ушло, или уходит. А смены фактически нет.
Именно поэтому необходимо создание специализированных учебных центров, корректировка программы обучения профильных специалистов.
Также стоит отметить, что для достижения положительных результатов необходимо совершенствование отечественной нормативно-технической базы, исключение из нее устаревших ограничений, связанных с использованием новых технологий и материалов, которые сегодня применяются зарубежными дорожными строителями.

- Насколько широко передовые технологии дорожного строительства применяются сегодня в нашей стране? Эти технологии применяются только при строительстве платных дорог или нет?
- За последние годы наметился существенный прорыв по применению передовых технологий благодаря поддержке Президента России Д.А. Медведева и руководителей Правительства России.
Об этом говорит только одно создание на территории Одинцовского района Московской области Инновационного центра «Сколково» на базе которого планируется осуществление совместной работы с приглашением ведущих специалистов из западных стран и реализацией творческого потенциала молодых, перспективных отечественных специалистов.
Что касается применения передовых технологий дорожного строительства, то об этом наглядно может свидетельствовать следующий пример. Дорожное покрытие из ЩМА несколько лет назад считавшееся передовой технологией в настоящее время повсеместно применяется на дорогах России.
Тоже самое можно сказать и ИТС (интеллектуальных транспортных системах), применение которых начиналось с упрощенных моделей и в настоящее время благодаря развитию инновационных технологий в нашей стране развивается стремительными темпами.

- В каких регионах России наиболее развита инновационность в дорожной сфере? Можно ли ожидать, что новые технологии дорожного строительства станут преобладать в ближайшие 5-10 лет?
- Нельзя так категорично выбрать какие-то регионы где наиболее развита инновационность в дорожной сфере, дабы не обидеть какой-то из не перечисленных.
Практически в каждом регионе есть тот или иной институт и предприятие специализирующиеся в сфере дорожного строительства, который без ложной скромности, может похвастаться уже имеющимися или находящимися в стадии разработки и внедрения инновациями.
Ни для кого не секрет, что применение новых технологий дорожного строительства позволяю модернизировать сам процесс дорожного строительства, а применение новых современных материалов в данном процессе позволяет минимизировать затраты за счет повышения срока службы дорог в целом повысив безопасность дорожного движения и создав комфорт всем участникам дорожного движения.
Как не высокопарно это прозвучит, но я считаю, что за новыми технологиями будущее.


- Расскажите о мировом опыте дорожного строительства. На Западе эти технологии также считаются передовыми или там уже придумано что-то новое?
- Я выше уже останавливался на том, что большинство, как Вы называете «новых технологий», были разработаны на Западе и нашли свое применение в дорожном строительстве во всем мире, в том числе и на территории России.
А передовыми они являются только до времени их повсеместного применения. Наука с разработкой инновационных технологий и материалов не стоит на месте, в следствии чего, из под «пера» ученых ежегодно на свет появляются современные разработки, являющиеся по отношению к уже применяемым «передовыми».


- Совсем недавно активизировались разговоры о том, что в России могут появится платные дороги без обязательных «бесплатных дублеров». По словам Игоря Шувалова, первого вице-премьера, для этого понадобится изменить действующий Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Как вы оцениваете вероятность принятия такой поправки к закону?
- Нельзя односложно ответить на данный вопрос, т.к. требуется детальная и всесторонняя проработка данного предложения на основе анализа и оценки опыта строительства платных дорог «за рубежом», не исключая специфику нашего государства.


- Как вы относитесь к требованию об обязательном наличии у платной дороги альтернативных бесплатных участков?
- Вопрос очень актуальный, мы его также обсуждали с экспертами на форуме «Россия – территория эффективного предпринимательства» в Сколково на круглом столе по дорожной тематике.
Я считаю, что это разумное требование, т.к. любой пользователь автомобильных дорог должен иметь выбор, ехать ему по современному, высокоскоростному платному участку дороги, как правило прокладываемого в обход населенных пунктов, либо по бесплатному.
Но у водителя всегда должен быть выбор, а он в свою очередь, во-первых зависит от цены за предоставляемые услуги.
Нужно не забывать, что идеей создания платных дорог является привлечение внебюджетных средств и инвестиций для строительства новых участков дорог.
На Западе схема платных дорог вводится в условиях, когда регион обладает плотной многосвязной дорожной сетью, где за частую имеется не один альтернативный участок дороги.
Эти условия совершенно не характерны для России: в наиболее продвинутых регионах России, где уже есть дороги, все еще нет плотных многосвязных дорожных сетей.
Единственно возможным путем внедрения механизма платных дорог в России является реализация пилотных проектов на участках сети в наиболее продвинутых регионах страны, в частности в Московской области. На перспективу представляет значительный интерес анализ результатов пилотных экспериментов, в частности, выяснения стандартных маркетинговых позиций типа готовности платить и эластичности спроса к тарифу.

stroy-obozrenie.ru

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!