Будущее - в формате шоу-румов с индивидуально ориентированным сервисом

Эксперт считают, что  сегодняшние магазины уйдут из торговых центров в ближайшие 10 лет. Магазины в сегодняшнем виде будут заменены форматом шоу-румов с индивидуально ориентированным сервисом, основанном на инновационных информационных технологиях. Общественные зоны в торговых центрах будут занимать более 50% площадей. Такой прогноз высказали эксперты проектного бюро Portner Architects.

Эксперт считают, что  сегодняшние магазины уйдут из торговых центров в ближайшие 10 лет.

Успех торгового центра будет зависеть, в первую очередь, от продвинутого и креативного управления, высококлассного сервиса, а также удобств для клиентов. Доминирующий объем покупок продуктов (за исключением формата рынка со свежими продуктами)  перейдет в интернет-среду с микрологистической сетью распределительных центров, типа британского «Ocado», с выручкой 15 миллиардов долларов в 2014 году. Остальные магазины будут действовать в формате шоу-румов и будут необходимы для того, чтобы покупатель смог «пощупать» товар и получить индивидуально ориентированный сервис. Это будет возможно благодаря существующим уже сегодня технологическим наработкам: в области 3D сканирования телосложения, создания личных виртуальных манекенов, получения с личных смартфонов базы потребительских привычек и интересов и пр. Таким образом, клиент будет получать совершенно индивидуальный подход и услугу. 

Для сохранения привлекательности более 50% площади торгового центра будет отдаваться под развлекательные и общественные зоны. В состав торговых центров будут внедряться объекты культуры, такие как интерактивные музеи и галереи или даже некоторые форматы познавательно-образовательных услуг для активной взрослой аудитории. Наиболее ликвидным станет формат торгово-развлекательного центра, где будет предусмотрена возможность проведения общественно значимых событий, еженедельных тематических выставок-ярмарок, которые традиционно пользуются популярностью на Западе, и в последние несколько лет стали переходить из городских площадей в специально обустроенные зоны в торговых центрах. Плюс такого формата заключается в вовлечении самого населения в принятии участия в постоянной смене экспозиции, которая тем самым не только не надоедает посетителям, но и рассчитана на получение нового опыта и интересы различных групп покупателей.

На Западе трансформация торгового центра началась в 80-е, когда впервые поднялся вопрос об усилении развлекательной составляющей. В 2000-х на смену торгово-развлекательным объектам стали приходить лайфстайл-центры с сопутствующей торговлей. А сейчас все идет к тому, что мы получим гигантские многофункциональные комьюнити-центры, которые рассчитаны на то, чтобы человек в одном месте удовлетворял все свои потребности, включая культурные и социальные. Этот микс работает за счет синергии всех составляющих. Только он обеспечивает сохранение спроса на длительный период, привлекая масштабом, разнообразием и выбором нетрадиционных для торговых центров сервисов. Этот формат требует значительных стартовых вложений, но окупаясь за 5-8 лет, обеспечивает в дальнейшем сказочную прибыль за счет ленд-девелопмента прилегающей территории. 

Предпосылки к этим переменам наблюдает сейчас и российский рынок. Главным образом, они связаны с развитием информационных технологий: доступного высокоскоростного интернета, смартфонов, перехода на безналичную систему оплаты, что, в свою очередь способствовало значительному увеличению продаж интернет-магазинов, развитию микрологистики и кастомизации производства товаров массового потребления. Хотя на сегодняшний день доля интернет-торговли на российском рынке составляет всего 3% или около $14 млрд, что ниже, чем в странах Западной Европы (5-6%) и в США (10%), все это меняет покупательское поведение и отношение к походу в торговый центр уже сейчас. «Количество магазинов и хороший набор интересных арендаторов становится недостаточным фактором для привлечения большого потока покупателей. Уже сегодня посещение торгового цента - это не только шопинг, а способ отдохнуть, развлечься, провести время с комфортом и удовольствием. В поведении покупателей происходит крупнейшая революция со времен появления денег. И ее результат – полную переориентацию торговых центров в социально значимые места и лайфстал-центры - мы ожидаем в России в ближайшие 10 лет», - прогнозирует Саша Лукич, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects.
http://portner.ru

Магазины