Инфраструктурные проекты - критерии учета общественного мнения

Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол на тему «Экологические проблемы при проектировании и строительстве автомобильных дорог федерального значения и их решение».

Участники круглого стола отметили, что строительство и эксплуатация автомобильных дорог являются одними из наиболее значимых источников потенциальных экологических рисков и оказывают существенное влияние на изменение среды обитания человека. Автомобильная дорога, как инженерное сооружение, существенно изменяет природные ландшафты, режим стока поверхностных и грунтовых вод, места обитания флоры и фауны, оказывает существенное влияние на изменение микроклимата территорий. Транспортный комплекс является крупнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха. Его выбросы составляют около 15% общего объема выбросов загрязняющих веществ по стране в целом. В крупных городах эта цифра доходит до 80-90%.

строительство и эксплуатация автомобильных дорог

По мнению участников круглого стола, на сегодняшний день уже существует обширная нормативно-правовая база, устанавливающая требования по обеспечению экологической безопасности и проведению компенсационных мероприятий при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Вместе с тем, действующие нормы зачастую носят разрозненный, общий, рекомендательный характер и не обеспечены конкретной расчетной методологией. Это приводит к произвольному толкованию существующих экологических требований, а в отдельных случаях, к использованию «нормативных лазеек» заинтересованными организациями в своих коммерческих интересах.

В ходе обсуждения участниками был поднят вопрос о необходимости включения конкретных экологических требований к дорожным объектам в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» и нормы об обязательном проведении государственной экологической экспертизы проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в федеральный закон «Об экологической экспертизе». Кроме того, по мнению участников круглого стола, мероприятия по охране окружающей среды должны стать отдельным разделом и неотъемлемой частью национальных стандартов проектной документации объектов капитального строительства и линейных объектов, в том числе автомобильных дорог. При этом для надлежащего эффективного проектирования данных объектов должна действовать единая система расчетов экологического ущерба, определения компенсации за вред, нанесенный окружающей среде, а также порядок возмещения ущерба окружающей среде, исчисления размера вреда окружающей среде, определения зон, подлежащих защите от негативного воздействия дороги на окружающую среду.

Участники круглого стола обратили особое внимание, что при планировании и реализации крупных инфраструктурных проектов одним из ключевых моментов является общественное мнение, оценка данных проектов жителями тех территорий, чьи интересы непосредственно затрагивает тот или иной проект. Как показывает практика, существующие механизмы проведения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы явно недостаточны. По мнению участников круглого стола, необходима разработка четких критериев учета общественного мнения при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности, необходимы методические рекомендации по организации и проведению общественной экологической экспертизы, а также критерии ее учета при проведении государственной экологической экспертизы. Соответствующие изменения должны быть внесены в Градостроительный кодекс, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», федеральный закон «Об экологической экспертизе» и другие законодательные акты. В федеральный закон «Об охране окружающей среды» предложено внести изменения, предусматривающие порядок проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды, а также порядок рассмотрения федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления результатов его проведения.

Эксперты советуют также обратить внимание и на пропаганду хороших дорог (технологий строительства) и автомобилей.  Volkswagen в России хорошо известен и популярен. Его достижения есть во всем. Старт сезона 2015 года в Чемпионате мира по ралли FIA (WRC) ознаменован историческим успехом для Volkswagen. Французский экипаж Себастьена Ожье и Жюльена Инграссиа (Sébastien Ogier/Julien Ingrassia), финны Яри-Матти Латвала и Микка Анттила (Jari-Matti Latvala/Miikka Anttila) и норвежцы Андреас Миккельсен и Ола Флоэне (Andreas Mikkelsen/Ola Fløene) на автомобилях Polo R WRC завоевали все три призовых места по итогам одного из самых легендарных ралли в мире. Этот триумф позволил Volkswagen стать пятым в мировой истории производителем, автомобили которого добивались подобного успеха на знаменитом Монте-Карло. 

«То, что наши экипажи смогли занять все три призовых места на ралли Монте-Карло, — результат фантастической работы всей команды Volkswagen. Я безгранично горд нашим коллективом, — прокомментировал триумф д-р Хайнц-Якоб Нойсер (Heinz-JakobNeußer), член совета директоров, ответственный за техническое развитие марки Volkswagen. — Так начать сезон, на новом автомобиле, в сложных условиях — этот результат намного превзошел наши ожидания. Весь коллектив сработал идеально. Все находились на своих местах и сделали все то, что от них ожидалось. Volkswagen, без малейших сомнений, заслужил эту победу. Коллектив нашей команды вписал свои имена в историю среди величайших заводских раллийных команд мира».

Комментируя итоги парламентских слушаний Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков заявил, что реализация проектов, которые самым непосредственным образом затрагивают и изменяют среду обитания человека, требует установления четких требований и «правил игры» понятных всем заинтересованным сторонам. «Такие проекты, как строительство крупных автомобильных дорог, должны быть максимально публичными и открытыми на всех стадиях своей реализации. Они затрагивают интересы огромного количества людей, и эти люди должны иметь гарантированное право на знакомство с данными проектами, выражение своих оценок и мнений, точно знать, где и каким образом это мнение будет учтено» - отметил он.

Высказанные предложения станут основой для рекомендаций круглого стола для органов законодательной и исполнительной власти.

www.duma-er.ru

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!