Круглый стол «Граждане и управляющие организации в ЖКХ»

27 апреля в Москве в Независимом пресс-центре в рамках постоянно действующего круглого стола «Наша Москва» прошла дискуссия на тему «Взаимоотношения граждан и управляющих организаций в сфере ЖКХ: проблемы и пути решения».
4DBC04F8487CC
Как отмечают эксперты, жители многоквартирных домов при взаимодействии с Управляющими организациями сталкиваются сегодня с многочисленными проблемами и аферами, не имея при этом должного опыта и навыков для контроля за деятельностью этих организаций. В связи с этим участники постоянно действующего круглого стола «Наша Москва» представили свои предложения по упорядочению взаимоотношений граждан и Управляющих организаций в целях наведения порядка в сфере ЖКХ.
На круглом столе выступили Сергей Удальцов (координатор Московского Совета), Дмитрий Катаев (сопредседатель движения «Жилищная солидарность») Вячеслав Гуменюк (советник Уполномоченного по правам человека в Москве), Алексей Подчуфаров (движение Московский Совет, эксперт в сфере ЖКХ), Татьяна Варская («Жилищная солидарность»), Александр Лошаков (член правления ТСЖ «МЖК Кожухово»), Артур Александров (ТСЖ «Цюрупы, 8»), Валерий Поздняков (главный редактор журнала «Реформа ЖКХ: теория, практика, рекомендации экспертов») и другие.
Открывая заседание, координатор Московского Совета Сергей Удальцов сказал, что тема круглого стола выбрана не случайно. На сегодня она крайне актуальна, вызывает массу проблем и вопросов у жителей, кроме того, в этой сфере существуют и мошеннические действия и аферы. На заседание были приглашены эксперты, хорошо знающие тему, чтобы решить, каким образом можно было бы оптимизировать процесс управления многоквартирными домами и сделать жизнь граждан более комфортной.
После вступительной части слово было предоставлено сопредседателю движения «Жилищная солидарность» Дмитрию Катаеву. В своем выступлении он рассказал о том, что в настоящий момент московской общественностью инициирована кампания под названием «Где деньги, ДЕЗ?» В рамках этой кампании активисты намерены выяснить, сколько управляющих организаций опубликовали отчеты о своей деятельности, что в настоящий момент является обязательным. По данным Катаева, отчеты подготовили только порядка трети управляющих организаций. Такое положение дел никак не может устроить общественность, поэтому Катаев призвал представителей общественных и политических организаций вести разъяснительную работу среди граждан, подвигнуть их к тому, чтобы они требовали предоставление таких отчетов.
Советник уполномоченного по правам человека в Москве Вячеслав Гуменюк рассказал историю создания управляющих организаций, которые возникли в 2006 году, и тогда темпы их создания даже превышали темпы, с которыми навязывались жителям фальшивые ТСЖ. И в этом случае из-за спешки собрания собственников проходили с большими нарушениями. Главной опасностью власти считали возможность утечки средств (а в данной отрасли крутятся колоссальные суммы) в чужие руки. Кроме того, управляющие организации имеют определенные возможности влиять на процесс выборов, и этот факт власть учитывала, навязывая жителям своих ставленников. Таким образом, управление домами стало переходить в криминальные руки родственников и знакомых работников ГУ ИСов и районных Управ. А властные структуры призывали жителей голосовать «за» родные ДЕЗы. В настоящий момент, благодаря усилиям уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского, возбуждено более 75 уголовных дел по фактам создания фальшивых ТСЖ и УО, но только одно из этих дел на сегодня доведено до суда - и то по факту создания фальшивого ТСЖ. Связано это с тем, что правоохранительные и судебные органы, ссылаясь на постановление Верховного суда, не считают протоколы общих собраний официальным документом, а кроме того, достаточно трудно доказать сговор и умысел в этом вопросе, поскольку в принятие решений втянуто большое количество организаций.
После таких достаточно общих выступлений, была предоставлена возможность выступить тем, кто непосредственно на местах занимается вопросами управления многоквартирными домами. И эти выступления буквально перевернули стереотипы, бытующие как среди простых жителей, так и представителей общественных организаций – факт примечательный, на который общественности стоило бы обратить внимание.
В этой связи хотелось бы отметить выступление сопредседателя фонда «Созидание» Татьяны Варской, которая обратила внимание присутствующих на те опасные тенденции, которые возникли и влияют на проблемы, связанные с управлением домами сегодня. Она, в частности, сказала, что сфера ЖКХ продолжает криминализироваться, так как чиновники хорошо умеют приспосабливаться к реалиям жизни. Подрядные организации, тесно с ними связанные, получают дома в управление, причем делают это нагло, путем подлогов и махинаций, как это произошло в Пресненском районе, когда 350 домов было передано из ГУП ДЭЗ в ООО «ДЕЗ». Зачастую в состав этих новоявленных УО входят силовики или их родственники, что затрудняет проверки их деятельности со стороны прокуратуры, а уж жителям проверить эту деятельность становится просто невозможно. В этой связи Татьяна Варская отметила, что существуют определенные разногласия среди общественников по поводу плохой работы государственных ДЕЗов, есть сторонники того, чтобы поменять их на частные компании, однако гораздо легче, по ее словам, заставить чиновников нанять грамотного директора, заставить работать государственное унитарное предприятие, чем какую-то частную компанию. Поэтому сегодня, в нынешней ситуации не стоит требовать их ликвидации. Там - все государственные обязательства, вся документация, вся история существования каждого конкретного дома, что дает возможность жителям выявить денежные махинации работников этих предприятий, которые происходили на протяжении многих лет, дает возможность истребовать недополученные суммы. А в настоящий момент районные и городские власти хотят похоронить все нарушения, которые были допущены ими, хотят похоронить все возможные уголовные дела. Кроме того, Варская подчеркнула необходимость всем общественным организациям, всем представителям районов решать вопросы взаимодействия с УО только сообща, поскольку можно подозревать в этой сфере среди коррумпированных структур, связанных с жилищными проблемами, наличие сговора управляющих компаний, МОЭКа, ЕИРЦа, ГУ ИСа. Чем иначе можно объяснить, что в одночасье все управляющие компании, включая ГУП ДЕЗ, написали заявления о некорректных показаниях счетчиков, когда общественники затронули эту тему.
Собственно говоря, данный круглый стол и был организован для того, чтобы понять, что происходит в сфере ЖКХ, чтобы обменяться опытом, узнать, какие наработки есть у практиков, чтобы их опыт стал достоянием всех. И совершенно взорвал аудиторию, сломал уже сложившиеся стереотипы, которые привыкли обсуждать и простые граждане, и те, кто считает себя экспертами в этой области, пытаясь давать какие-то рекомендации, не вникнув в суть происходящего, не изучив ситуацию изнутри, представитель ТСЖ «Цюрупы, 8» (которое вышло на самостоятельность, став УО как для своего дома, так и ближайших домов) Артур Александров. Начал он свое выступление с того, что сломал общепринятое представление о том, что управленческая деятельность – очень прибыльный бизнес. Если бы это было так, то не было бы отбоя от бизнесменов, предлагающих свои услуги. И связано это с тем, что в нашем едином платежном документе (ЕПД) только 18-20% от общей суммы составляет плата за обслуживание дома, то есть то, что идет в управляющую организацию. А это значит, что фактически 80% денежных потоков идут мимо УК, идут ресурсникам. А оставшаяся сумма - подрядчикам. Сама управляющая организация услуги по обслуживанию дома не оказывает. В ее состав входит: директор, пара-тройка инженеров, бухгалтеры и экономисты. Она не имеет ни сантехников, ни электриков, ни дворников. Она может только подрядить те или иные организации. А как же распределяются те 18-20%, которые идут на обслуживание дома? Существует целый список обязательных договоров, которые УО заключает с различными организациями - это и содержание лифтов, и дежурное освещение, вывоз крупногабаритного мусора, обслуживание электроплит, противопожарная автоматика и дымоудаление, замер сопротивления, аварийка и т.д. Непосредственно на эксплуатацию, содержание и ремонт остается меньше половины от суммы платежки – 9%. Это то, что получают подрядчики – электрики, сантехники, дворники. Получилось, что в этих потоках нет места тем миллионам, о которых все столь вдохновенно говорят.
Представленные выкладки вызвали целую бурю негодования у присутствующих. Но Артур Александров спокойно продолжал: «Прежде, чем начинать какую-то кампанию, как учит военная наука, пойми, кто твой противник». Прежде всего, надо понять, что же представляют сегодня управляющие организации Москвы? 80% - это ДЕЗы (ОАО со 100% московским капиталом и ГУПы – государственные предприятия). В остальные 20% входят ЖСК (10%), созданные еще в советский период и благополучно работающие пока без каких-то наездов на них, и 10% - частные УО, в том числе УО застройщика, совсем немного криминальных УО и совсем мизерное (менее 1%) количество ТСЖ, взявших управление в свои руки. На самом деле, ДЕЗ на сегодняшний день – одна из самых бесправных организаций ЖКХ. Вокруг него – правительство Москвы, МОЭК и Мосводоканал, которые вынуждают их заключать невыгодные договоры (как образно выразился Александров, бизнесмен скорее застрелится, чем подпишет такой договор), конкурсный подрядчик, опять же навязанная ДЕЗу организация, которую он не имеет права сменить и никакого влияния на нее не имеет. А все жалобы от жителей происходят из-за работы подрядчика. Что же касается отчетов ДЕЗов, о которых много говорят опять же и жители, и общественность, надеясь в них найти потерянные миллионы, то порядка 80% этих заведений в состоянии отчитаться вполне благополучно, у них есть специалисты, которые сумеют представить такие отчеты, что к ним не подкопается даже аудиторская проверка.
Чтобы реанимировать всю эту структуру, по мнению Александрова, необходимо, чтобы туда пришел бизнес. А он приходит только в те дома, где плата за квадратный метр значительно выше. Что же можно сделать в нынешней ситуации? Артур Александров предложил 2 решения, как он выразился - быстрое и правильное. Быстрое решение – поднять оплату на ремонт и содержание дома до 100 рублей за кв. метр (при нынешних 23 рублях). Но это, безусловно, вызовет социальный протест населения. А правильным решением является самоуправление, то есть брать жителям все вопросы, все заботы о доме на себя, проводить обучение этому виду деятельности, создавать мелких УО, которые идут снизу от ТСЖ или ЖСК.
Данное выступление вызвало массу вопросов, приводились примеры, которые вроде подтверждали общепринятое мнение, что крупный бизнес типа ИНТЕКО просто мечтает захватить рынок УО, а для этого лоббирует создание СРО. В ответ Александров сказал, что здесь идет речь об УО застройщика. Застройщики создают свои УО, которые без проблем входят в СРО и продолжают откачивать деньги у населения, т.е. все недоделки и недостатки, допущенные застройщиком, оплачивают жители, кроме того, установленные ими высокие тарифы потом остаются навсегда. А как же УО застройщика собирались взять на себя отдельные округа со сложившейся застройкой? Такие разговоры действительно ходили. На этот вопрос Александров ответил, что в сложившейся застройке их интересовали только те территории, где можно было построить много новых домов, например – район Тропарево-Никулино. А почему некоторые ДЕЗы, от которых требуют отчета, начинают уничтожать документы? Где же находится та коррупционная точка, через которую выкачиваются деньги из населения? Она в тех 9%, которые идут на управление и содержание жилого фонда. Ряд подрядов и договоров заключается в обход ГУП ДЕЗ, но это уже криминал, вопрос для правоохранительных органов. Если часть договоров директором пущено в обход за определенный откат – это криминал не ДЕЗа, а конкретного человека.
И все-таки коррупционная точка есть, все-таки деньги жителей могут уходить на сторону. Тогда остается единственный надежный способ – непосредственное управление. Тут уже жителей никто не сможет надуть. Как оказалось, и здесь не все так просто. Практически не может один человек заключить 18 договоров, а речь идет именно об этом. Никто не станет заключать договора с каждым жителем отдельно.
Мнение Артура Александрова поддержали еще ряд выступающих, которые работают в этой сфере и хорошо знают ее проблемы. А основные проблемы ДЕЗов в том, что сейчас там нет профессионалов, профессионалы-управленцы ушли из отрасли. Их надо вернуть, прежде всего, именно за это и надо воевать. «Сейчас приходят новые главы Управ, выгоняют все управляющие организации, сгоняют всех в ДЕЗ для того, чтобы стать председателями совета директоров при акционировании», - сказала одна из выступающих на круглом столе. - Потом они этот ДЕЗ загонят в какую-то свою структуру, и бороться с ними будет уже невозможно. ДЕЗ не отстаивает интересы жителей потому, что его учредителем является Департамент имущества Москвы, и он не станет выступать против своего хозяина. А все деньги уходят в Банк Москвы, который и занимается их распределением. А если еще раз задавать вопрос, с кем следует бороться прежде всего, так это с неправильными решениями Правительства Москвы».
Вот такая неожиданная дискуссия разгорелась на круглом столе. Дискуссия, которая сломала все стереотипные рассуждения, все представления о процессах, которые происходят сейчас в отрасли.
В заключении хотелось бы отметить еще одно выступление. Александр Лошаков, представитель ТСЖ, разработал систему проверки начислений МОЭК на тепло. Он представил свои разработки участникам заседания. По общему мнению, требуется проведение отдельного семинара по этой теме, которая достаточно сложна для понимания простого человека, не имеющего технических знаний. Решение о проведении такого семинара было принято, тогда можно будет подробнее поговорить и о взаимоотношениях жителей с таким гигантом, как МОЭК.
По итогам круглого стола было принято обращение:
Где деньги, ДЕЗ?
Реальная борьба с коррупцией начинается с прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. В сфере ЖКХ один из основных механизмов этой прозрачности - отчеты организаций, управляющих нашими домами (далее - управляющих организаций, УО), перед собственниками помещений в каждом отдельном доме. Они необходимы для эффективности наших жилищных расходов, длянормального состояния наших домов и микрорайонов, для минимизации наших будущих расходов на капремонт.
Жилищный кодекс обязывает УО ежегодно, в первом квартале года отчитываться за предыдущий год.
Постановление Правительства РФ №731 от 23.09.2010 обязало УО раскрыть свою информацию до 23 ноября 2010 года и установило минимум этой информации.
Распоряжение Правительства Москвы N50-РП от 25.01.2011 в развитие упомянутого Постановления Правительства РФ устанавило сайт для размещения отчетов УО. Контроль за выполнением этого распоряжения возложен на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы от 26.03.2010 № 05-14-59/0 рекомендовало примерную форму отчета УО.
Отчет должен раскрывать информацию применительно к конкретному дому, в первую очередь по тем обязанностям УО, которые зафиксированы в Договоре управления.
Правления ТСЖ и ЖСК тоже обязаны ежегодно отчитываться. А собственники обязаны проводить собрания не реже одного раза в год, и вполне естественно на этих собраниях оценивать отчеты УО.
Между тем требование отчетов за 2009 г. просаботировано практически полностью, а за 2010 год, по нашим предварительным оценкам – более чем наполовину. Санкции за подобный саботаж законодательством не предусмотрены.
Правительство Москвы вправе требовать отчетов как представитель крупнейшего собственника помещений – города. Как орган публичной власти Правительство обязано это делать. Тем более, что большинство домов в Москве по-прежнему управляются государственными унитарными предприятиями – ДЕЗами. Но правительство Москвы попустительствует саботажу. В очередной раз «вертикаль власти» обнаруживает свою призрачность как раз там, где она может и должна быть.
Следовательно, и в этом конкретном случае общественность вынуждена подменять власть. Но даже если бы власть была дееспособна, в такой массовой кампании, требующей в каждом случае индивидуального подхода, власть не обошлась бы без участия общественности. И наоборот: власть дееспособна только в сотрудничестве с реальной, а не «назначенной» общественностью.
Поэтому движения «Жилищная солидарность» и «Моссовет» объявили кампанию «Где деньги, ДЕЗ?», подразумевая в данном случае под ДЕЗом любую УО.
Участники круглого стола призывают все гражданские и независимые политические организации, имеющие достаточно широкий актив, – включиться в эту кампанию, поручить каждому своему члену проверить наличие отчета об управлении его домом, и в случае отсутствия отчета потребовать его у управляющей организации, обратившись одновременно и в прокуратуру. Участники круглого стола призывают редакции независимых СМИ поручить то же самое каждому своему сотруднику и освещать результаты своими средствами.
Методическое руководство для участников кампании размещено на сайте http://www.jilsolidarnost.ru/
Итак, первый этап кампании – добиться содержательных отчетов УО. Вторым этапом будет оценка отчетов и выводы. Методические рекомендации и результаты будут обсуждаться на тех же сайтах.
Участники Круглого стола обращают внимание Правительства Москвы на необходимость срочно, причем с участием жилищной общественности:
а) организовать мониторинг размещения отчетов за 2009-й и 2010-й годы на сайте, установленном Распоряжением Правительства Москвы;
б) предоставить тот же или аналогичный сайт для размещения отчетов правлений ТСЖ и ЖСК; найти адекватную юридическую форму стимулирования и мониторинга этих отчетов;
в) организовать вход в эту информацию от адреса дома, а не только от района и УО;
г) разработать методические рекомендации, доступные неспециалистам, для анализа отчетов, для их обсуждения на очных общих собраниях собственников и для принятия собраниями решений в связи с отчетами.
Аудиозапись круглого стола - http://files.mail.ru/I1FSJO
Галина Солонецкая, пресс-служба Московского Совета
http://leftfront.ru
Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!