Человеческий капитал будущего - потребности экономики

14 октября на форуме «Открытые инновации» в секции «Образование» прошел круглый стол «От профессий к компетенциям: человеческий капитал будущего». Российские и международные эксперты в сфере образования обсуждали проблемы университетов в ситуации, когда потребности экономики в специалистах требуют резкого изменения подходов и программ в образовании.

14 октября на форуме «Открытые инновации» в секции «Образование» прошел круглый стол «От профессий к компетенциям: человеческий капитал будущего». Российские и международные эксперты в сфере образования обсуждали проблемы университетов в ситуации, когда потребности экономики в специалистах требуют резкого изменения подходов и программ в образовании.

В дискуссии принял участие заместитель директора, директор проектного офиса РВК Евгений Кузнецов. По его мнению, одна из основных задач образования сегодня – не просто дать человеку набор навыков для профессиональной деятельности, но изменить его представление об этой деятельности и ее инструментах, то есть изменить его социальное поведение. «Мы в своей работе, связанной с созданием венчурных фондов и развитием технологических компаний, постоянно замечаем, что главная проблема предпринимателей – это не дефицит инженерных или даже бизнес-знаний, а нехватка навыков работы с незнакомыми видами деятельности, чтобы создавать на их пересечении что-то новое», объяснил он.

У российской системы образования есть заметные преимущества – она, как правило, дает достаточно сильные навыки в какой-либо конкретной сфере. Но кроме этого, необходимо учить кооперироваться с представителями других сфер, считает Евгений Кузнецов: «Например, мы помогаем наладить сотрудничество между МФТИ и ВШЭ – между технологическим университетом и экономическим. На стыке этих дисциплин возникает интересное пересечение, которое рождает возможность для создания предпринимательской культуры».

Навыки создания новых бизнесов и новых технологий, как правило, не могут быть получены во время учебы. Это требует проб, испытаний и поисков. Тут может помочь система образования для стартапов – так называемые акселерационные программы: «Например, только в конкурсе GenerationS интенсивное образование получали около двухсот технологических проектов. Именно в рамках такой системы образования, где человек пробует создавать новый бизнес и получает реакцию среды на свою работу, возникают новые компетенции, которые сложно получить другим путем».

Еще одна проблема, влияющая на качество подготовки технологических предпринимателей – это тот факт, что российские профессора чаще всего не обладают предпринимательским поведением. В мировых университетах многие преподаватели имеют предпринимательский опыт, а студенты у них его перенимают. В России же профессоров-предпринимателей крайне мало. «В связи с этим у нас возникает особый вызов: привлечь предпринимателей извне, чтобы они привнесли в вузы эту культуру».

Закончил свое выступление Евгений Борисович показательным примером: «Мы провели исследование в ведущих технологических вузах: абитуриентам, студентам младших и старших курсов и аспирантам задавали вопрос, как они относятся к карьере в технологическом бизнесе. Первые две группы в основном отнеслись к такой идее положительно, а вот более старшие ребята – негативно. Нам необходимо понять, что в университетах убивает в молодых специалистах желание рисковать».

http://www.rusventure.ru/

 

Мероприятия