О государственной политике развития Дальнего Востока и Байкальского региона

Виктор Басаргин о государственной политике развития Дальнего Востока и Байкальского региона - текст тезисов  выступления   Министра регионального развития Российской Федерации в рамках VII Байкальского экономического форума на тему «О государственной политике развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (сентябрь 2001 г.).

Уважаемые коллеги!

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона было и останется приоритетом государства. Как в силу исключительного геополитического положения территории, так и ее огромного экономико-ресурсного потенциала, исключительных по качеству трудовых ресурсов, ведь на протяжении всей российской истории на Восток шли самые энергичные и сильные из наших соотечественников.

Сложности переходного период замедлили развитие края, но государство старается наверстать упущенное, стабильно наращивая здесь инвестиционную активность.

В частности, в рамках федеральных целевых программ территориального развития, координируемых Минрегионом России. С 2008 по 2010 год на реализацию Программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» направлено 95,5 млрд. руб., в том числе более 68 млрд. из федерального бюджета.

За счет этих средств организовано строительство 161 объекта, из которых 68 уже возведено. В результате повысилась надежность энергоснабжения частных лиц и предприятий, включая нефтепроводную систему Восточная Сибирь – Тихий океан, расширилась дорожная сеть, новые объекты образования и здравоохранения снизили очереди и число детей обучающихся во вторую смену. Осуществлена газификация населенных пунктов вдоль газопровода «Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск».

В текущем году усилия сконцентрированы на строительстве объектов повышающих качество жизни: объектов культуры и здравоохранения, систем тепло- и водоснабжения на Сахалине, в Бурятии и Забайкальском крае. До конца года завершится реконструкция аэропорта Улан-Удэ. Он сможет принимать все типы самолетов, а его пропускная способность вырастет до 1 млн. человек в год. Это и уменьшение времени в пути и снижение стоимости перевозки пассажиров.

Всего в этом году объем федерального финансирования составит 36,2 млрд. рублей. В следующие два года еще 54 млрд. рублей.

Мы полагаем, что сегодня можно использовать многие из нереализованных в предыдущие годы возможностей. Поэтому при формировании предложений по финансированию Программы в 2012-14 годах нами по согласованию с Минэкомразвития и госзаказчиками заявлена дополнительная потребность в 228 млрд. рублей. Они позволят оперативно завершить строительство 82 объектов, исключительно важного значения и начать строительство еще 26 (это школы и больницы, автодороги, электросети, новые мосты). Кроме того, предлагается за счет дополнительных средств федерального бюджета приступить к строительству Сахалинской ГРЭС-2 и участков автодороги «Вилюй».

Не менее важные задачи решаются ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы». Ее объем финансирования 20,8 млрд. рублей, в т.ч.– 15,3 млрд. рублей из федерального бюджета .

К настоящему времени 8 млрд. из федеральных средств уже профинансированы, введено 15 объектов: 2 в сфере ТЭК, 4 в рыбохозяйственном комплексе, вертолетные площадки, объекты водоснабжения, больница, детские сады. Создано более 400 новых рабочих мест. За последние два года люди почувствовали, что государство будет вкладываться в развитие Курильских островов, уменьшился отток населения. Бизнес начал вкладываться в развитие. Покупаются новые суда, развивается береговая инфраструктура.

Сейчас мы работаем над тем чтобы к предусмотренным до 2015 года 11,3 млрд. рублей, добавить еще 10,5 млрд.. В ходе корректировки федерального бюджета на 2011 год предусмотрено дополнительное финансирование Программы в 1,2 млрд.рублей, рассчитываем, что необходимые решения будут приняты и на следующие годы. Это позволит построить еще 14 объектов (включая строительство аэропорта на острове Итуруп).

Мы считаем, что сокращение федеральных целевых программ развития территорий недопустимо и будем отстаивать эту точку зрения.

Другим важным источником государственных инвестиций в развитие Дальнего Востока и Байкальского региона стал Инвестфонд. Здесь при его поддержке реализуются 3 проекта, имеющих стратегическое значение для всей страны. Это строительство нового Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае, разработка документации проекта комплексного развития Южной Якутии и создание транспортной инфраструктуры для освоения ресурсов в Забайкальском крае.

В результате реализации проектов в экономику регионов будет вложено порядка 175 млрд. рублей, из которых 50 млрд. рублей деньги государства, а 125 млрд. рублей – средства частных инвесторов.

Из Инвестфонда уже профинансированы работы на 36,5 млрд. рублей. При чем, государство ведет создание инфраструктуры опережающими темпами.

Так, раньше установленных сроков завершена проходка Кузнецовского тоннеля, уже идет подготовка подъездных путей.

В рамках реализации проекта развития Южной Якутии спроектирован Инаглинский угольный комплекс, в завершающей стадии проектирование авто- и железнодорожной инфраструктуры.

На юго-востоке Забайкальского края уже идет строительство новой линии железной дороги Нарын–Лугокан и проектирование горно-обогатительных комбинатов.

В результате реализации этих проектов будет создано 50 тыс. рабочих мест, при этом зарплата работников новых предприятий будет превышать средний по регионам уровень более чем на 40%.

В тоже время, пользуясь предоставленной мне трибуной, хочу затронуть острые вопросы в сфере реализации данных проектов.

В части проекта развития Южной Якутии понятно, что его первый этап будет выполнен в полном объеме и в срок, но второй этап предусматривающий строительство транспортной и энергетической инфраструктуры, а также объектов инвесторов требует 400 млрд. рублей инвестиций, включая 100 млрд. из федерального бюджета. Очевидно, что для бюджета это слишком большая нагрузка. Считаю сегодня мы – а это и федеральные органы, и руководство Республики и инвесторы должны сосредоточится на поиске путей реализации второго этапа проекта, с тем, чтобы не допустить неэффективного использования уже вложенных средств.

Что касается проекта освоения юго-востока Забайкальского края. Государство исполняет свои обязательства в полном объёме. В то же время инвестор проекта «Норильский никель» постоянно сокращает объём принятых на себя обязательств. Обязательства этого года по строительству железной дороги профинансированы менее чем на 30%. Возникает вопрос к инвесторам - где же обещанные в этом году миллиарды?

На мой взгляд, говоря о развитии территорий мы не должны уходить от вопросов ответственности частного бизнеса за взятые на себя обязательства.

Наряду с проектами Инвестфонда мы продвигаем ключевые проекты Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая.

Отдельно остановлюсь на крупном комплексном проекте развития территории, реализуемом в Амурской области и Еврейской автономной области. Это «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» по глубокой переработке местного сырья. Ключевым инфраструктурным объектом кластера является железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское и китайского города Тунцзян. Это будет единственный постоянно действующий железнодорожный мостовой переход через Амур на 3000 км российско-китайской границы. Он сократит путь прохождения грузов на 1400 км., что позволит снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках.

Сейчас мы вместе с «РЖД» и инвестором прорабатываем механизм последующего возмещения инвестиций. К сожалению, он пока не согласован, но мы ориентируемся на заключение инвестиционного контракта «под ключ». То есть затраты инвестора будут возмещены в рассрочку заказчиком строительства моста - ОАО «РЖД» из дополнительных доходов на этапе его эксплуатации. Реализация такой модели серьезно повысит инвестиционную привлекательность региона поскольку обеспечит инвестору твердые гарантии на законодательном уровне возврата инвестиций в инфраструктуру. Отработав этот механизм на практике, мы сможем рекомендовать его использование другим инвесторам.

Отмечу, что и нами и китайской стороной ведется разработка механизмов поддержки проектов Программы. Китайскими коллегами неоднократно высказывалась идея создания специального фонда. В свою очередь, мы считаем перспективным взаимодействие между институтами развития двух стран и надеемся, что конкретный диалог состоится уже сегодня на нашей конференции, результатом которого станет разработка новых эффективных механизмов поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Значительные инвестиции вкладываются в рамках подготовки к Саммиту АТЭС, намеченному на 2012 год. С 2008 года на эти цели из федерального бюджета выделяются 205 млрд. рублей, 196 млрд. уже профинансировано. При этом реализована модель создающая привлекательные условия инвестирования. В результате из внебюджетных источников привлекается 420 млрд. рублей, то есть вдвое больше федерального финансирования.

Из предусмотренных к возведению 96 комплексных объектов более 70 находятся в стадии активного строительства, а 8 сданы в эксплуатацию. В том числе морской грузовой терминал на острове Русский, водовод города Владивостока, взлетно-посадочная полоса аэропорта, объекты энергетики и сетевого хозяйства, дома для жителей острова Русский. Уже завершено строительство газотранспортной инфраструктуры. В оставшееся до Саммита время будет завершено строительство:

120 км. автодорог, которые обеспечат быстрое перемещение из аэропорта в город, а также по гористой местности Владивостока, включая его островную часть. Эти дороги снабжены подъездными путями к 3 мостовым переходам, не имеющим аналогов в мире.
магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Благодаря ему объекты АТЭС и стратегические предприятия регионов Дальнего Востока смогут получать газ по конкурентным ценам. Снизятся тарифы на тепло за счет перевода ТЭЦ с угля на газ.
Завершится реконструкция аэропорта «Кневичи». Пропускная способность его терминала уже в 2012 году составит 5 млн. пассажиров. Создание современного морского порта Владивостока позволит принимать крупнейшие суда мирового океана типа «Гранд Принцесс». Все это стимулирует развитие конкуренции между перевозчиками, толкнет вниз цены на перевозки.

Подчеркну, что все строящиеся объекты будут эффективно использоваться и после проведения Саммита АТЭС. Они обеспечат возможность дальнейшего развития края, ежегодного обучения 50 тысяч студентов, проведения более 7 тысяч высокосложных медицинских операций. В работе Форума принимает участие Посол Японии в России, он выразил готовность японской стороны реализовать на площадке Дальневосточного федерального университета целый ряд проектов в сфере науки и образования. Есть заинтересованность коллег из других стран.

Государство также ведет последовательную работу по улучшению облика городов региона. Яркий пример - организация празднования 350-летия основания Иркутска. В рамках 22 мероприятий за 2010-11 годы на эти цели выделяется более 4 млрд. рублей. В 2010 году федеральное финансирование на 63% превысило объемы, предусмотренные Планом мероприятий, в этом году на 40%. Сегодня участники Форума могут видеть как похорошел город. Причем мероприятия будут осуществляться до конца года, поэтому позитивные изменения станут еще значительнее.

Хочу подчеркнуть, что все, что мы делаем вместе с губернатором Иркутской области и администрацией города это не просто вложения в красивую оболочку. Нами отработаны важные элементы новой градостроительной политики. Так в рамках проекта регенерации исторической застройки квартала «Иркутская Слобода» в центральной части города, реализована идея создания нового общественного пространства на базе архитектурно-исторического наследия.

Совместно с РЖД и городом реализуется проект превращения железнодорожного вокзала в мультимодальный транспортно-пересадочный узел, интегрирующий в себе все виды городского транспорта. Его создание сократит затраты времени для десятков тысяч человек и во многом решит проблему «пробок» в городе.

Такие проекты модернизации городской среды мы планируем распространить по всей стране, обязательно учитывать при подготовке градостроительной документации крупных городов.

Давая оценку результативности государственной политики по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона отмечу:

В последние годы здесь удалось обеспечить стабильный рост промышленного производства. Причем локомотивом роста стали обрабатывающие производства. В среднем объем производства уже на 8% превышают докризисный уровень, в то время как в целом по стране мы на него только выходим.

Схожая ситуация в сфере инвестиций. По итогам I полугодия в субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона поступило 13,3% всех российских инвестиций, а еще три года назад их доля была 8,3%. В Приморском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях – инвестиции выросли в этом году более чем на 50%. На эти показатели, конечно, оказывает влияние объем федеральных вложений , но очевидно, что регион становится все более привлекательным и для частных инвесторов. Так, Сахалинская область и Якутия вышли на 2 и 4 место в России по иностранным инвестициям на душу населения.

Все это способствует повышению уровня жизни населения. В этом году в Забайкальском и Приморском краях, Амурской области и Чукотском автономном округе – реальные доходы населения выросли более чем на 5% (при том, что в среднем по России они практически не изменились).

Намечаются позитивные демографические подвижки. В Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае и Иркутской области достигнут естественный прирост населения. В Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области и на Чукотке идет миграционный приток.

Соглашусь, что достигнутые результаты часто носят локальный характер, но очевидно, что за последние годы государством отработаны комплексные подходы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Благодаря этому мы более четко видим направления и перспективы последующей работы.

Дальнейшее развитие территории планируется в рамках Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В ее основе Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В марте Правительством был утвержден План мероприятий по ее реализации. Работа по выполнению Стратегии начата.

Ее цель формирование развитой экономики и комфортной среды для населения. Приоритет отдавался мероприятиям, способствующим привлечению экономически активного населения и использованию конкурентных преимуществ высшего порядка.

В первую очередь, это реализация приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов. Председателем Правительства утвержден перечень таких проектов в Сибирском федеральном округе. Кроме того, Министерством сформирован проект перечня проектов Дальневосточного округа. Только в Дальневосточном федеральном округе реализация приоритетных проектов позволит привлечь 730 млрд. рублей капитальных вложений, из них поддержка из федерального бюджета составит свыше 200 млрд. рублей. В соответствии с Постановлением Правительства координировать реализацию приоритетных проектов будет Минрегион России.

Основной стержень, на который опирается Стратегия – это формирование внутренних источников саморазвития при государственной поддержке инфраструктурных проектов.

В рамках развития транспортной системы предусмотрено увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали. Объем перевозок железнодорожным транспортом грузов увеличится к 2025 году минимум в 1,8 раза, а пассажиров – в 2,2 раза. Плотность автодорожной сети с твердым покрытием возрастет в 1,5 раза.

Причем работа будет вестись комплексно. Например, развитие зоны БАМа, предусматривает также строительство автодорог («Амур» Чита-Хабаровск, 2-ой очереди мостового перехода через Амур у Хабаровска, реконструкцию автодороги «Байкал»), десятков промышленных предприятий, энергетической и сетевой инфраструктуры, социальных и жилых объектов, расселение аварийного жилого фонда. Мы в рамках ФЦП «Жилище» 2011-15 годы выделяем на переселение из такого жилья почти 3 млрд. рублей, в том числе полмиллиарда уже в этом году. Это поможет 9000 семей.

То есть наш подход – это создание условий для работы и создание условий для жизни.

Также предстоит комплексная работа по строительству Транскамчасткого коридора, формированию Ванинско-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла и других.

Намечены мероприятия по интенсификации воздушного сообщения и улучшению транспортной доступности. Это не только превращение крупных аэропортов в международные и внутрироссийские транспортные узлы, но и восстановление межрегиональных и внутрирегиональных маршрутов. Чтобы попасть по воздуху из Хабаровска в Благовещенск не нужно будет лететь через Москву как сегодня.

Намечено создание генераций и мощного сетевого хозяйства. Будет поэтапно создаваться сегмент единой энергетической системы страны для преодоления автономности отдельных энергорайонов. Это ввод генерирующих мощностей - Уссурийской ТЭЦ, ветропарка на островных территориях Владивостока, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, атомной электростанции на базе плавучего энергоблока в г. Певек, Канкунской ГЭС.

Развитие сетевого хозяйства даст возможность поставлять дешевую электроэнергию Бурейской и Зейской ГЭС на рынок Забайкалья. Соединение энергосистем создаст дополнительный рынок сбыта для избыточной генерации ОЭС Востока.

Преодоление автономности и ввод новых мощностей общим объемом в 12 тысяч МегаВатт позволит снизить тарифы, приблизив их к сформировавшимся сегодня в Восточной Сибири . На Дальнем Востоке генерация перестанет работать по искусственно регулируемым тарифам.

Предусматривается расширение Единой системы газоснабжения страны на восток. Прогнозные экспертные оценки о добыче к 2020 году на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири составляют порядка 150 млрд.м3. Задействование этих ресурсов будет способствовать созданию крупных энергетических и газоперерабатывающих комплексов в Иркутской области, на Камчатке, в Якутии, на Сахалине, Хабаровском и Приморском краях, а также повышению социальной обустроенности. Доля жилья, обеспеченного природным газом возрастет вдвое до 55%.

Формируемая инфраструктура облегчит создание новых производств. Мы не отказываемся от проектов разработки сырья. Это и уже упомянутое освоение территорий Забайкальского края, Южной Якутии, Яно-Колымской золоторудной провинции, создание корякской горнодобывающей зоны.

Однако, мероприятиями Стратегии мы стараемся стимулировать структурный маневр в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей. Дальний Восток и Восточная Сибирь в перспективе станут крупнейшим центром развития химии, нефтегазохимии (предусмотрено развитие фармацевтики и бытовой химии, нефте- газохимии в Якутии, Хабаровском крае, Амурской, Сахалинской и Иркутской областях. Газоперерабатывающий завод (на базе ОАО «Саянскхимпласт»), производство биобутанола из отходов лесного и сельского хозяйства («Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий» Иркутская обл.).

В развитии обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей основные усилия направлены на модернизацию машиностроения, включая судостроение (реконструкция и строительство предприятий в порту Восточный, создание совместного Российско-Корейского судостроительного объединения, Дальневосточного инновационно-технологического центра морских технологий), развитие Дальневосточного национального космического центра и космодрома «Восточный», авиапромышленности.

Уже с 2011 года реализация Стратегии обеспечит рост ВРП Дальнего Востока и Байкальского региона на пол процентного пункта выше чем по России. В перспективе в приграничных территориях будут обеспечены более высокие темпы роста душевого ВРП, чем в северных провинциях Китая. Мы начинаем более полно использовать имеющийся потенциал и уйдем от преимущественно сырьевого сотрудничества с нашими соседями.

Значительная роль использования конкурентных преимуществ высшего порядка и модернизации экономики будет принадлежать научно-образовательным комплексам (Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные университеты, Байкальский центр нанотехнологий (Иркутск), Восточно-Сибирский научно-образовательный комплекс (Улан-Удэ). Количество образовательных центров федерального значения возрастет с 4 до 10. Это позволит проводить обучение на уровне лучших российских стандартов, вести необходимые научные разработки на месте. Один только Дальневосточный федеральный университет станет местом учебы для 50 тысяч студентов. Выпускники школ смогут получать отличное образование, не переезжая в другие регионы.

Дополнительным стимулом закрепления и привлечения населения должны стать изменения в социальной сфере.

За последние три года при помощи различных инструментов государственной поддержки на общую сумму почти в 50 млрд.рублей улучшили свои жилищные условия 35 тысяч человек (это представители различных категорий граждан, перед которыми есть обязательства государства, военнослужащие, инвалиды и ветераны, молодые семьи). С этого года такая помощь существенно возрастет. Для примера только за 2011 год поможем приобрести жилье 2200 молодым семьям. Это столько же как за предыдущие три года. На военнослужащих Восточного военного округа, подлежащим увольнению с военной службы и состоящим на учете в федеральных органах власти в этом году приходится половина от всех жилищных сертификатов, выделяемых этой группе граждан в целом по России. Речь идет о 17 тысячах человек и общей сумме затрат в 36 млрд.рублей.

Станет доступнее жилье и для остальных жителей. Уже в этом году на территории Дальнего Востока и Байкальского региона будет введено свыше 3 млн.м2 жилья. К 2020-му году доведем ежегодный ввод до 10,5 млн.м, всего же за эти 10 лет будет построено свыше 60 млн.м2.

Уже в 2012 году будут решены проблемы всех обманутых дольщиков. В ходе реализации Стратегии обеспеченность жильем вырастет с 19 до 32 м2 на человека. Изменится облик городов. Только в этом году субъектам Дальнего Востока и Байкальского региона выделены 2 млрд.рублей на ремонт 859 городских дворов и 400 проездов к ним. Это благоустроит территорию проживания 328 тысяч человек. То есть каждого 15-го горожанина. Мы будем выступать за продолжение этой программы.

Сельские территории будут эволюционировать в рамках региональных программ устойчивого развития села.

Расходы на здравоохранение в ближайшие 15 лет вырастут вдвое до 15,2 тысяч рублей на человека в год. Они пойдут на повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, создание межрегиональных центров телемедицины и оказание помощи в труднодоступных территориях.

Значительное внимание будет уделено экологическим вопросам. Только в Иркутской области из образовавшихся в 2010 году 73 млн.тонн. отходов, утилизировано менее 30%. Их основная масса складируется на свалках, не соответствующих природоохранным требованиям. Минрегион как координатор региональных программ обращения с отходами, уже формирует единую организационно-методологическую базу для развития отходоперерабатывающей индустрии в регионах. Есть конкретные проекты. В частности здесь в Иркутской области предполагается строительство современных мусороперерабатывающих комплексов в Слюдянском, Ольхонском, Иркутском районах. В перспективе планируется довести уровень переработки отходов до 70%.

В целом возрастет уровень жизни. Доходы населения увеличится почти в 3,5 раза и составят 66 тысяч рублей в месяц в сегодняшних ценах.

Планом реализации Стратегии также закреплены преференции гражданам, проживающим или желающим проживать на Дальнем Востоке и Байкальском регионе, в том числе предоставление на льготной основе участков для индивидуального строительства. Также предусмотрены мероприятия по развитию культуры, спорта и туризма.

Мы разделяем мнение жителей региона о необходимости продления на весь календарный год действия субсидирования пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в другие регионы России, с включением всех категорий граждан и расширением географии маршрутов.

Считаем также, что нужен отдельный нормативно-правовой акт, отражающий особые условия налоговой, таможенной, тарифной политики и меры по обеспечению социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Мы готовы передать эти предложения в Правительство.

На наш взгляд, реализация планируемых шагов обеспечит синхронизированное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона с учетом территориального распределения ресурсной базы и рационального межрегионального разделения труда.

Мы разрабатывали эти шаги вместе с регионами, представителями науки и бизнеса. Вместе с тем проведение Байкальского Форума отличная возможность согласовать видение государственной политики развития регионов с большим числом практиков и экспертов.

Полагаю, что одной из тем для нашей дискуссии могли бы стать предложения, разработанные экспертной группой по корректировке «Стратегии -2020». Их авторами предлагается много интересных инициатив. Так, в части совершенствования региональной политики, предлагается ориентироваться исключительно на поддержку лидеров развития (городские агломерации, приграничные и приморские территории, с благоприятным климатом и высокой плотностью населения) с опорой на уже существующие центры развития. Думаю, мы можем обсудить и другие точки зрения.

Когда мы закладываем в планы свое видение будущего, очевидно, что нужно считаться с объективными факторами и барьерами. Однако, если мы будем слепо идти за процессом сжатия обитаемого пространства вследствие локализации конкурентных преимуществ там где ими наиболее легко воспользоваться, то в России сохранится дифференциация социально-экономического развитии территорий.

Предлагаю участникам Форума обсудить достоинства и недостатки каждого из вариантов, тем более, что для Дальнего Востока и Байкальского региона с их огромными пространствами и наличием территорий, которые традиционно развивались не только с точки зрения прибыли, но и геостратегических интересов, эти вопросы особенно актуальны. Мы можем обсудить их через призму планов освоения Арктической зоны России, на которую приходится почти 1/4 территории региона.

Также предлагаю рассмотреть возможные шаги, которые можно предпринять в развитие федеральных инициатив. Определиться, что можно сделать самостоятельно, а в чем может помочь государство. Такими направлениями могли бы быть:

1.Дополнительное улучшение инвестиционного климата в регионах и качество институтов в целом. Наш анализ инвестиционной активности регионов показал, что в 59 регионах она ниже среднероссийской, причем значительная часть таких регионов имеют высокий человеческий, производственный и инвестиционный потенциал, но не могут его раскрыть.

2. Поиск альтернативных вариантов и механизмов реализации инвестпроектов с участием частного капитала с учетом того, что государство не сможет финансировать все предлагаемые инфраструктурные проекты. Сейчас по заявкам в ИнвестФонд объем запрашиваемой господдержки уже превышает 500 млрд. рублей.

Между тем даже без бюджетного финансирования частные инвесторы готовы, вкладываться в создание необходимой инфраструктуры. Примерами могут служить проекты строительства железной дороги к Эльгинскому месторождению компании «Мечел» и создания горно-металлургического кластера в Приамурье группы компаний Петропавловск.

3. Отсюда еще одна тема для обсуждения - подготовка проектов способных привлечь самых взыскательных инвесторов. Встречаясь с крупнейшими китайскими, корейскими, японскими инвесторами, я неоднократно слышал об их заинтересованности в инвестировании, но отсутствии интересных проектов.

Сегодня нет механизма, который бы системно обеспечивал отбор наиболее перспективных бизнес-идей и финансировал проект на стадии разработки документации. Крайне актуально создание такого механизма целевым образом для Дальнего Востока. Мы очень рассчитываем на сотрудничество с инвестиционными уполномоченными в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.

Поддерживаем инициативу Внешэкономбанка создать «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Однако на запуск фонда Внешэкономбанк выделит 500 млн. рублей. Очевидно, этих средств недостаточно.

Мы уже могли убедиться в том, что вложения в развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири выгодны. Хотел бы обратиться к Внешэкономбанку, к другим кредитным организациям и консалтинговым компаниям с просьбой проработать возможные механизмы финансирования с участием государства и субъектов, так называемого «стартапа» проектов. Мы готовы организовать необходимую поддержку для внедрения такого механизма на практике. Буду признателен участникам Форума за генерацию идей в этой сфере.

4. Еще один возможный инструмент поддержки проектов, который мы предлагаем вынести на обсуждение связан с разработкой и реализацией концепции комплексных проектов развития территории. Минрегион как координатор комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов вместе с Внешэкономбанком и инициаторами крупных проектов разрабатывает нормативную базу, определяющую критерии, особенности структурирования и механизмы реализации комплексных проектов.

В качестве базового механизма государственной поддержки комплексных проектов развития территории предлагается заложить концепцию, предполагающую создание необходимой инфраструктуры в рамках крупнейших проектов на условиях заранее просчитанной бюджетной эффективности, т.е. за счет связанных с развитием территории дополнительных налоговых поступлений, которые будут направлены на расчеты по кредитам, взятым на создание новых инфраструктурных объектов. Мы планируем в ближайшем будущем внести проект соответствующего постановления о комплексных проектах развития территории в Правительство России. Хотелось бы в преддверии этого знать мнение потенциальных инвесторов.

Также считаю, мы бы могли обсудить:

возможные меры по развитию рынка труда и рынка жилья, включая арендное, и других факторов, определяющих мобильность населения;
развитие новых форм предоставления социальных услуг населению, в т.ч. дистанционных, мобильных с учетом особенностей территорий с низкой плотностью населения.
Уверен, что опыт и широкая география представительства участников Форума позволит нам выйти на нестандартные эффективные решения.

Спасибо за внимание!

http://www.minregion.ru


Как управлять недвижимостью - обсудили в Новосибирске

Пресс-релизы - строительство