Каналу имени Москвы 80 лет!

Каналу имени Москвы 80 лет!

Каналу имени Москвы 80 лет!

15 июля 2017 года исполнилось 80 лет Каналу имени Москвы. Это уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, обеспечило ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом. Миллиарды кубических метров воды и четыре тысячи километров водных путей связывают 12 регионов России, сотни тысяч судов, миллионы пассажиров и колоссальные грузы.

Сегодня Канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ (Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области), 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 км по городу Москве и 484 км – по Московской области, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Канал имени Москвы является уникальным гидротехническим сооружением – единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать Канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом Канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.

Инфраструктуру Канала формируют 5 насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн Киловатт-часов энергии), 20 шлюзов, а также 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов – всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является в центральном регионе важнейшей магистралью водного транспорта, соединяющей Москву и Московскую область с крупными экономическими районами Европейской части России. ФГБУ отнесено к категории стратегически важных объектов РФ, а ряд гидротехнических сооружений Канала включены в Перечень критически важных объектов РФ.

Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс. судов и совершается свыше 50 тыс. шлюзований. Помимо товаров и туристов, по Каналу в столицу попадает другой ценный груз – вода. Обводнение Москвы-реки, то есть наполнение ее водой из других рек, – стратегическая функция уникального инфраструктурного объекта.

«Сложно себе представить, но Москва-река практически на 80% состоит из Волги. Она поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская. Столица ежесекундно расходует 10 куб. м воды, а принимает через Канал 35 куб. м, или около 1,5 млрд «кубов» в год. Если бы не вода, поступающая по Каналу, Москва столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд», – говорит Герман Елянюшкин.

Поэтому одним из важнейших направлений деятельности ФГБУ «Канал имени Москвы» является водоснабжение и связанное с ним санитарное обводнение рек столичного региона (Москвы, Яузы, Клязьмы и Учи) в целях улучшения их санитарного состояния и сохранения экосистемы. В 2016 году было перекачано около 1,6 млрд куб. м воды. Из этого объема 55% использовалось для обводнения реки Москвы и ее притоков.

Канал имени Москвы решает несколько крупных задач:

водоснабжение города Москвы;
содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;
санитарное обводнение Москвы-реки и ее притоков;
выработка электроэнергии;
развитие рекреационно-туристической инфраструктуры.
У Канала имени Москвы есть большой потенциал для развития. Он обусловлен уникальной инфраструктурой, географией, размерами и стратегическим значением для страны.

«Сегодня ФГБУ «Канала имени Москвы» при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал Канала», – резюмирует Герман Елянюшкин.


 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Строительство Канала

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».

Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой. Согласно проекту, длина Канала составляла 128 км (около 20 км он проходил по искусственно образованным озерам, на остальном протяжении – в выемках и насыпях), а глубина – 12 м (лишь в нескольких местах она достигала 30 м).

Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва. У деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ – Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло канала и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту десятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке.

3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. Для этого был организован Дмитлаг.

К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов Канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения Канала потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе Канала было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.

Строительство Канала Москва-Волга подарило стране и миру выдающиеся достижения и рекорды.

Впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника, материалы и специалисты. Были созданы уникальные насосные системы (московский завод «Борец»), первые гидромониторы, первый советский пятитонный самосвал и первый советский экскаватор с объемом ковша 1,5 куб. м.

Уникальными для того времени стали шлюзы Канала (всего построено 11 шлюзов). Глубина каждого – 5,5 м, длина – 200 м, ширина – 30 м. Днище шлюза, толщиною 5 м, составляло единое целое с железобетонными стенами. Верхние ворота представляли собой щиты, которые помогали удерживать воду в камерах. И нижние и верхние ворота изготавливались из металла и обшивались деревом. Для опорожнения камер были предусмотрены специальные галереи в нижней части шлюза, которые можно было перекрывать специальными прочными металлическими щитами. Управление щитами было выведено в специальные башни на каждой «голове» шлюза. Механизмы же приводились в движение с центрального пульта, а весь этот процесс был полностью автоматизирован.

Ранней весной 1937 года Канал был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого Канала. Течение реки было остановлено на три минуты. Механизмы и плотины работали безукоризненно. Затем ее щиты были приподняты на 25 см, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф (участок) Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении. Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы – будущее ложе Канала. Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!» Волга покорена, ее вода взята на строгий учет, а кран на бетонной плотине регулировал ее дальнейший пропуск, то поднимая, то опуская металлические щиты.

К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км Канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев!

2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по Каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.

Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.

15 июля 1937 года Канал Москва-Волга был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Военные годы

В 1941 году Канал Москва-Волга сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции Канала составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По Каналу перевозились военные грузы. Одновременно он являлся важным оборонным рубежом.

Группой специалистов Канала (Д.Ф.Агафонов, Л.С.Кусков, Б.М.Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н.Дымент, В.С.Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу, используя гидротехнические сооружения. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин - Рогачево - Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К.Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из Канала в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон.

Канал выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников Канала превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего Канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

Канал тогда ни на один день не прекращал своей деятельности. Москва бесперебойно получала воду и электроэнергию.

В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении Канала и его пуске к навигации 1942 года.

19 мая 1942 года было открыто сквозное движение по Каналу.

В 1943 году было полностью завершено восстановление Канала. 

В 1947 году в честь 800-летия Москвы Канал Москва-Волга был переименован в Канал имени Москвы.


Пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы»,

fgbu-kim.ru

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!