Увеличение полномочий НОСТРОЙ приведет к приватизации госфункций

Владимир Бланк считает, что: «Увеличение полномочий НОСТРОЙ приведет к приватизации госфункций». Недавно на заседании координационного совета в Министерстве регионального развития был рассмотрен проект поправок в законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность СРО и Национальных объединений в сфере строительства.

Рассматриваемые поправки были в частности направлены на решение проблемы коммерциализации саморегулируемых организаций. Стоит напомнить, что целью создания СРО в строительстве был уход от бюрократической и коррумпированной системы гослицензирования. Это должно было помочь строительным организациям сформировать эффективную и прозрачную систему внутреннего регулирования и решить вопрос фактического отсутствия разработанных стандартов качества и безопасности работ в сфере строительства. Вместо этого сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда СРО не отвечают поставленным задачам: растёт число недобросовестных СРО, расширяется практика продажи допусков, не работает система компенсационных выплат.

 

Согласно проекту поправок, помимо создания реестра недобросовестных СРО и реализации идеи информационной открытости, одним из путей выхода из сложившейся ситуации является усиление контроля деятельности СРО со стороны Национального объединения строителей. Например, проект предусматривает введение таких мер, как организация внеплановых проверок СРО, ведение баз отчетной документации, дисквалификации руководителей и ликвидации недобросовестных некоммерческих партнерств.
Однако предложенные поправки вызывают серьезные сомнения и вполне обоснованную критику. «В проекте поправок общественная некоммерческая организация наделяется несоизмеримыми надзорными функциями, которые способствуют лишь разрастанию дорогой бюрократии, – сказал член Совета НОСТРОЙ Владимир Бланк. – Принятие предложенных поправок фактически приведет к созданию частного министерства». Подобные замечания высказывались неоднократно. О превращении НОСТРОЙ в подобие частного министерства свидетельствует и его непомерно разросшийся бюджет, и колоссальные затраты на текущие расходы и содержание аппарата (в 2011 году они составили 256 млн. рублей). Кроме того, НОСТРОЙ располагает колоссальными средствами, собранными в компенсационный фонд, но эти деньги остаются нетронутыми, а все выплаты по авариям и несчастным случаям на стройках идут через страховые компании. На этом фоне обоснованность передачи Национальному объединению контрольных функций действительно вызывает сомнения.
Таким образом, по мнению Владимира Бланка, усиление административного регулирования не выход. Пока саморегулируемые организации не будут отвечать по обязательствам своих членов, ситуация с продажей допусков и неясностью взаимных обязательств будет продолжаться. Решить проблему коммерциализации СРО можно несколькими способами. Один из вариантов – введение законодательного регулирования (в этом случае контрольные функции опять будут возложены на федеральные органы исполнительной власти). Второй способ – повышение степени ответственности СРО за деятельность своих членов. Строительные организации постоянно сталкиваются с тем, что им в одиночку приходится отвечать по своим финансовым обязательствам, в то время как саморегулируемые организации исполняют лишь представительские функции. «Решение проблемы – в реальной финансовой и юридической ответственности СРО за деятельность своих членов. Это позволит одновременно сократить число недобросовестных организаций, повысить безопасность и улучшить качество выполняемых строительных работ», – считает Владимир Бланк.
Источник информации -  Екатерина Игнатова, пресс-секретарь Российского Союза строителей,  руководитель отдела информационного обеспечения.  
ЗАО "БДК".

 

СРО - строительство