Саморегулирование - экономические принципы в ЖКХ

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева: «Саморегулирование позволит запустить экономические принципы в ЖКХ».
elektrodom
На фото: Иногда беспорядок  необходимо убирать срочно, чтобы не было беды... 
В блоге портала ReformaGKH.ru опубликована новая статья: с предложением изменить существующую схему управления жилым фондом в стране, выступила Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева.

- Чтобы навести порядок в отрасли, необходимо выработать порядок и условия допуска на рынок, и это возможно либо в форме государственного регулирования (лицензирование и т.д.), либо в форме саморегулирования, - считает Елена Николаева. По ее мнению, основным преимуществом саморегулирования перед другими способами является солидарная и коллективная ответственность членов (в форме Компенсационного фонда), что позволяет гарантировать реальную финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг.

Кроме того, институты саморегулирования стимулируют создание четких профессиональных стандартов деятельности и ведут к самоочистке рынка от недобросовестных участников (за которых приходится платить самим участникам рынка). Таким образом, появляется реальная возможность установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов деятельности сферы ЖКХ и защитить права граждан.

- Учитывая вышеизложенное, а также тенденцию на сокращение государственного регулирования сферы услуг, которая подтверждается выступлением Владимира Путина на заседании Правительства Российской Федерации – у саморегулирования нет альтернативы, - резюмирует Елена Николаева. - Именно саморегулирование позволяет «запустить экономические принципы» и стимулировать управляющие организации вкладывать средства в безопасность и качество предоставляемых услуг. В свою очередь, именно саморегулируемые организации при должном регулировании и государственном надзоре за их деятельностью могут стать эффективным инструментом контроля на рынке.

Ранее в блоге были опубликованы статьи Председателя Государственной Думы РФ Бориса Грызлова, Председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олега Толкачева, члена Общественной палаты Вячеслава Глазычева, Председателя комитета ГД по труду и социальной политике Андрея Исаева, губернатора Кировской области Никиты Белых, Председателя комитета ГД по строительству и земельным отношениям Сопредседателя комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ Мартина Шаккума, главы города Владимира Александра Рыбакова, губернатора Костромской области Игоря Слюняева, Члена комитета ГД по промышленности, Члена комиссии ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции Александра Хинштейна, губернатора Псковской области Андрея Турчака, губернатора Новосибирской области Василия Юрченко и др.

Блог является открытой дискуссионной площадкой - любой желающий может высказать свое мнение, поспорить с авторами статей.

Из новостей Управления по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ.


Статья:

На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ в Российской Федерации является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Нынешнее состояние ЖКХ в России абсолютно критично! По оценке властей, только на приведение изношенных фондов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства до нормативного состояния требуется более 6 триллионов рублей!

Учитывая всю сложность настоящей обстановки в секторе ЖКХ, в прошлом году, по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике 23 ноября 2010 года была открыта общероссийская «Горячая линия» для обращения граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. В течение четырех месяцев, специалистами Аппарата Общественной палаты Российской Федерации было принято около 5 тыс. телефонных звонков из различных субъектов Российской Федерации.

Обсудив итоги Горячей линии, была сформирована официальная картина с ситуацией в сфере ЖКХ в региональном и тематическом разрезе. После общего анализа результатов работы линии, становится очевидным, что подавляющее число граждан, не устраивает работа организаций, на балансе которых находится их жилое помещение, они не довольны постоянными перебоями в электро-, водо-, газоснабжении и совершенно не готовы платить по возрастающим, с каждым годом, счетам за услуги ЖКХ.

Одной из самых важных и динамично развивающихся отраслей ЖКХ в нашей стране является отрасль управления многоквартирным жилым фондом – многоквартирными домами. По состоянию на 1 января 2011 количество частных управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами – превысило 12 тысяч. При этом около 80% многоквартирных домов фактически управляется именно управляющими организациями (непосредственно или по договору с Товариществами собственников жилья). В то же время, регулирование в этой сфере явно недостаточное: отсутствуют правила и требования к профессиональной деятельности, не разработаны стандарты качества работ и услуг по управлению многоквартирными домами, фактически отсутствует ответственность участников рынка (в том числе финансовая). Все это приводит к злоупотреблениям, недобросовестной конкуренции и некачественным услугам, что непосредственно затрагивает граждан.

Чтобы навести порядок в отрасли, необходимо выработать порядок и условия допуска на рынок, и это возможно либо в форме государственного регулирования (лицензирование и т.д.), либо в форме саморегулирования.

Основным преимуществом саморегулирования перед другими способами является солидарная и коллективная ответственность членов (в форме Компенсационного фонда), что позволяет гарантировать реальную финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг. Кроме того, институты саморегулирования стимулируют создание четких профессиональных стандартов деятельности и ведут к самоочистке рынка от недобросовестных участников (за которых приходится платить самим участникам рынка).

Таким образом, появляется реальная возможность установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов деятельности сферы ЖКХ и защитить права граждан.

Учитывая вышеизложенное, а также тенденцию на сокращение государственного регулирования сферы услуг, которая подтверждается выступлением В.В.Путина на заседании Правительства Российской Федерации – у саморегулирования нет альтернативы. Именно саморегулирование позволяет «запустить экономические принципы» и стимулировать управляющие организации вкладывать средства в безопасность и качество предоставляемых услуг. В свою очередь, именно саморегулируемые организации при должном регулировании и государственном надзоре за их деятельностью могут стать эффективным инструментом контроля на рынке.

В связи с вышеизложенным предлагаю:

1. Создать механизм народного контроля, работу которого возможно координировать при помощи региональных Общественных палат под председательством Общественной палаты Российской Федерации. Создание такого независимого общественного контроля, признанного органами государственной власти, может стать одним из самых эффективных и действенных механизмов, поскольку сами жильцы будут заинтересованы в процветании своего дома

2. Внести изменения в действующее законодательство в части установления обязательных минимальных требований к организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирным жилым фондом, к квалификации персонала подобных организаций, определить порядок организации их деятельности, предусмотреть обязательность членства управляющих компаний в профессиональных сообществах (саморегулируемых организациях), определить направления и особенности деятельности подобных СРО.

3. Внести изменения в действующее законодательство в части разграничения деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций при оказании коммунальных услуг населению, а именно - предоставить управляющим компаниям право заниматься деятельностью по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а ресурсоснабжающим организациям – право оказывать коммунальные услуги населению в виде поставки соответствующих коммунальных ресурсов.

4. Внести изменения в Жилищный Кодекс РФ в части установления необходимости расчетов за жилищно-коммунальные услуги через Единые расчетно-кассовые центры (далее – ЕРКЦ); ввести в законодательство поправку по закреплению указанного термина; внести изменения в Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в части закрепления осуществления приема платежей за жилищно-коммунальные услуги через Единые расчетно-кассовые центры; законодательно закрепить требования к процедуре создания и деятельности указанных платежных агентов: ЕРКЦ должен быть только муниципальный; ЕРКЦ должен распределять полученные от населения средства по соответствующим поставщикам ресурсов и услуг.

5. Внести изменения в действующее законодательство в части закрепления обязательности отдельного учета управляющей компанией денежных средств, поступивших от населения в оплату коммунальных услуг. Законодательно закрепить целевой характер данных денежных средств, предусмотреть меры контроля за расходованием данных средств и ответственность за их нецелевое использование. Предусмотреть порядок и условия применения расчетов по инкассо, аккредитиву.

6. Внести изменения в действующее законодательство в части закрепления ответственности управляющих компаний за неперечисление поставщикам коммунальных ресурсов денежных средств, поступивших от населения в счет оплаты коммунальных услуг.

7. Внести изменения в действующее законодательство, в части передачи прав собственникам жилых помещений (домов), проживающим в малоэтажном жилом фонде, самостоятельно выбирать управляющие компании, создавать Жилищно-строительные кооперативы, а также Товарищества собственников жилья для строительства и дальнейшей эксплуатации малоэтажных поселков.

8. Внести изменения в ЖК РФ, позволяющие ресурсоснабжающим организациям заключать договора с нанимателями и собственниками жилых помещений. В силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения является публичным, следовательно, ресурсоснабжающие организации должны иметь приоритет в выстраивании отношений с нанимателями и собственниками перед управляющими многоквартирными домами организациями.

9. Разработать и утвердить в установленном законом порядке методику расчета количества тепловой энергии, применяемой при отсутствии приборов учета и подлежащей применению как управляющими компаниями, так и ресурсоснабжающими организациями.

10. Разработать документ, регламентирующий договорные взаимоотношения теплоснабжающих организаций и управляющих компаний с образцами типовых договоров теплоснабжения.

11. Увеличить ответственность неплательщиков и расширить спектр возможных мер воздействия к ним ввиду того, что действующее законодательство Российской Федерации крайне мягко к неплательщикам коммунальных услуг. При этом создать специализированный жилищный фонд для таких должников. С одной стороны, должна быть гарантирована конституционная норма предоставления должникам жилища. С другой стороны, правовой статус такого жилища и переселения в него должны быть строго регламентированы законом.

12. Разработать механизмы сдерживания роста платежей за коммунальные услуги путём установления долгосрочных, на срок не менее трёх лет, тарифов ресурсоснабжающих организаций. При этом в тарифах необходимо учитывать соответствующим образом утверждённые инвестиционные программы данных организаций. За выполнение этих программ должен отвечать утвердивший их муниципалитет. Исполнение такой программы повысит эксплуатационные характеристики коммунальной инфраструктуры, а значит, приведёт к уменьшению неплатежей, неисполнение же - повлечёт принудительное снижение тарифов. Единственной объективной предпосылкой к росту тарифа можно допустить влияние инфляции в стране (официальной, а лучше – реальной).

13. Изменить существующую схему управления жилым фондом. В настоящее время в России функционирует схема управления многоквартирными домами (МКД): УК – МКД. При такой схеме объектом (в частности – домом) управляет только управляющая компания, т.е. субъектом управления становится только УК без собственников. Это тяжелая принципиальная ошибка, приводящая на практике к многочисленным негативным последствиям. Для многоквартирного дома коллективной формы собственности с большим числом квартир наиболее эффективной схемой управления является ТСЖ – УК – МКД, потому что управление большим домом является специфической профессиональной деятельностью, требует специальных знаний и технологий, чего нет у обычных жильцов, составляющих правление ТСЖ.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!