О тенденциях и перспективах развития экобиопродукции

В рамках прошедшей выставки Продэкспо в Москве состоялся  ЭкоБиоСалон. О тенденциях и перспективах развития этого направления рассказывает руководитель  Международного Эко Био центра Лилия Ле Глонек.

В рамках прошедшей выставки Продэкспо в Москве состоялся  ЭкоБиоСалон.

-Скажите, как отразилась на производстве и реализации экобиопродукции нынешняя экономическая ситуация в России и мире? Каковы, на Ваш взгляд, прогнозы дальнейшего развития российского ЭкоБио рынка?

- На мой взгляд, сегодня важно не только сохранить, но и расширить рынок экобиопродукции в России, так как потребительский спрос на такую продукцию растет с каждым днем.
За счет чего расширять? Конечно, за счет отечественной продукции! Но не «диким» способом, заполняя полки магазинов поддельной продукцией с разными лейблами «эко» и «био», приклееными бесконтрольно в целях рекламы, а цивилизованным и законным путем, с осознанием полной ответственности производителей и поставщиков перед потребителями. И это – не фантазии из серии: «И на Марсе будут яблони цвести», а вполне реальные перспективы. Причем осуществить их в условиях России даже проще, чем за рубежом.
Так, большое количество неиспользуемых земель в России (в отличие, например, от Европы, где уже распахан каждый клочок земли) позволяет организовывать экохозяйства без длительных переходных периодов, трудоемких мероприятий по оздоровлению почвы и сложного процесса сертификации. При этом, спрос на фермерскую продуцию во всех регионах чрезвычайно высок, и с ее реализацией, как правило, проблем не возникает.
Конечно, российское фермерство нуждается в грамотном и четком законодательстве и всесторонней государственной поддержке. Уже сегодня есть в России примеры успешных аграрных экопроектов, есть решения и интересные модели. Некоторые из них были представлены на конференции нашего Салона: например, благотворительный проект «Отцы и дети», осуществленный Российским Фондом «СоБытие» в Калужской области (одно из направлений - организация и развитие органической животноводческой фермы совместно с социальными программами для селян); программы, проводимые Аграрным союзом Тульской области; областные проекты, связанные с развитием пчеловодства на Белгородчине. Чрезвычайно интересен многолетний опыт натурального производства ЛПХ «Андреевское подворье» (Оренбургская обл.), включающий как выращивание, так и переработку и реализацию готовой продукции.
Когда погружаешься в данную тему, то понимаешь, что совестливых и ответственных тружеников в России немало, и самые энергичные из них очень часто добиваются поддержки со стороны местных администраций, общественных ассоциаций и союзов, а также со стороны крупного бизнеса (например, торговых сетей), заинтересованного в натуральной продукции. Но, конечно, в масштабах такой большой страны, подобных примеров слишком мало. А российский потребитель ждет натуральную и органическую продукцию, и, по нашим многочисленным опросам, он предпочитает продукцию отечественную, свою, родную, «с огорода». И это вовсе не так называемый, «квасной патриотизм», это – нормальная мировая практика. Так, французы, например, всегда предпочитают покупать продукты собственного производства, даже если они и дороже, по сравнению с такими же испанскими или итальянскими ( да и качество примерно одинаковое). Причем, наибольшей популярностью пользуются региональные продукты, выращенные на соседних фермах. Почему? Да потому что, морковку с капустой не везли за тридевять земель, а еще за пару часов до доставки, она росла на грядке. К тому же, вкус у «своей», местной продукции привычнее...
По мнению многих независимых экспертов, Россия, как никакая другая страна, способна не только обеспечить себя высококачественными натуральными продуктами, но и поставлять их на экспорт. Другое дело, что у наших агропроизводителей часто не хватает знаний, опыта, не достает современных технологий и оборудования. И в этом смысле, было бы очень интересно обратиться к зарубежному опыту, привлечь специалистов, изучить новые технологии.
Что касается переработки, то любое перерабатывающее предприятие, включающее хотя бы небольшую линейку продукции «эко» или «органик», способно серьезно опередить своих конкурентов по объемам продаж, так как доверие покупателей к такому производителю значительно возрастает. Не случайно многие крупнейшие мировые производители, наряду со своей обычной продукцией, уже давно выпускают органику и постоянно заявляют о своей приверженности «зеленому» движению.
И российские переработчики сегодня готовы к тому, чтобы производить по-настоящему натуральные и полезные продукты, но очень часто у них возникают проблемы с сырьем, которого явно не хватает, так как российские агропроизводители не могут обеспечить достаточный его объем, а закупать импортное сырье стало дорого.
Таким образом, мне видится такая картина: нам совершенно незачем пытаться выращивать бананы или ананасы или заменять непонятно чем французские вина, швейцарский сыр или байонскую ветчину. Пусть эти продукты будут на рынке и остаются такими, какими должны быть. Но выращивать и перерабатывать продукцию базовую, традиционную для нашего климата, ту, что мы потребляем каждый день - это вполне по силам нашим производителям. И хотелось бы обратиться к российским властям, которые в авральном порядке налаживают сегодня агропроизводство: не стоит ли задуматься над тем, чтобы использовать богатейший потенциал России и поддержать именно натуральное производство, которое в настоящее время имеет огромные перспективы, в том числе и экспортные. Такого рода эксклюзивность может значительно повысить авторитет нашей страны на мировой арене, ведь не только нефтью и газом жив человек.

 

Экологические материалы