Общая сумма просроченной задолженности почти 600 млрд. руб

Так называемый индекс ОКБ отражает динамику просрочек по активным (невыплаченным) кредитам по итогам II квартала 2014 г. Согласно данным ОКБ (*), во II кв. 2014 г. наблюдается значительный рост просрочки, которая по данным за июнь 2014 г. достигла 14,91% (14,09% в I кв. 2014г.). Общая сумма просроченной задолженности приблизилась к значению 600 млрд. руб.

 

Вместе с просрочкой растет и средняя сумма долга. Средняя сумма долга на одного заемщика по потребительским кредитам на конец II кв. составила 177 тыс. р., а в июне 2013 г. она составляла 142 т.р. Незначительно вырос и средний долг по кредитным картам – с 29 до 31 т.р. за год.

Хуже всего во II кв. заемщики обслуживали потребительские кредиты, просрочка, по которым за II кв. выросла на 104 б.п. и достигла 16,24%. Еще одним анти-лидером по росту просрочки стали POS-кредиты, показавшие во II кв. рост 0,78%, однако стоит отметить, что просрочка по этому виду кредитов в июне 2014 г. равна прошлогоднему значению – 15,66%. Просрочка по автокредитам выросла за II кв. на 68 б.п., и составила 9,79%, в то же время в мае-июне отметилось резкое сокращение количества автокредитов. Если во II кв. 2013 г. рынок автокредитования вырос на 25%, то во II кв. 2014 г. отмечалась фактическая стагнация данного сегмента. Негативный тренд в июне продемонстрировали и традиционно стабильные ипотечные кредиты. В 2013 г. средний ежемесячный прирост процента просрочки по ипотеке составлял 0 (в одни месяцы была небольшая просрочка, в другие заемщики ее полностью погашали). За первое полугодие 2014 г. средний ежемесячный прирост процента просрочки по ипотеке немного вырос и составил 4 б.п., а в июне 2014 г. процент просрочки по ипотеке подскочил на 22 б.п. Тем не менее, подобный скачок уже наблюдался в мае 2013 г. Не стоит однозначно говорить об ухудшении данного сегмента, так как полностью тренд проявится только в III кв. 2014 г. 

Даниэль Зеленский, Генеральный директор, ОКБ считает: "Основная причина активного роста просрочки во II квартале 2014 года вызвана скорее всего не столько ухудшающейся платежной дисциплиной заемщиков, сколько темпами прироста кредитного портфеля в целом. Темп роста рынка кредитования во II кв. 2014 г. составил 3%, что втрое ниже аналогичного показателя 2013 г. Тенденция сокращения объемов потребительского кредитования связана прежде всего с ограничениями ЦБ, из-за которых банки стали чаще отказывать в выдаче кредита сомнительным на их взгляд заемщикам. Что касается автокредитования, то это скорее всего связано с общим спадом продаж автомобилей, обусловленным колебанием курса рубля и снижением покупательной способности населения. При уменьшении количества "хороших" заемщиков, своевременно погасивших свои обязательства перед банками, в портфеле остается больше "плохих" заемщиков, которые портят общую картину и обеспечивают активный рост просрочки." 

Ирина Кремлева, Председатель Совета директоров, ОКБ; Вице-президент, Сбербанк России: "На текущий момент публичная информация о показателях качества портфеля банков России достаточно скудна, наполнение системы новыми надежными данными позволит повысить измеримость проблем с закредитованностью в разбивке по сегментам, поможет банкам проводить более взвешенную политику по рискам и безусловно будет способствовать стабилизации ситуации. Публикация подобной информации, на наш взгляд, поможет банкам учитывать тенденции и общее состояния качества портфеля банковской системы при настройке процедур риск-менеджмента. Так, например, в середине 2012 года, когда у нас еще не было информации об ухудшении нашего портфеля потребительских кредитов, анализ темпов роста и показателей качества портфеля банковской системы помог скорректировать процедуры анализа заемщиков и избежать проблем стремительного ухудшения качества кредитования. На сегодняшний день качество розничного кредитного портфеля Сбербанка более чем в 2 раза лучше качества портфеля по системе в целом и этот разрыв продолжает увеличиваться".


 

* Объединенное кредитное бюро (ОКБ) cоздано в 2004 году и  входит в тройку крупнейших кредитных бюро России. Учредители – ОАО "Сбербанк России", ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian, и ЗАО "Интерфакс". По данным на апрель 2014 г. в базе данных ОКБ хранится более 144 млн. кредитных историй. Доля информативных ответов (хит-рейт) составляет 94,1%. Бюро уделяет большое внимание не только количеству кредитных историй в базе данных, но и качеству их обработки. ОКБ является лидером в сфере сервисов по оценке кредитных рисков и борьбе с мошенничеством. Бюро предоставляет своим клиентам сервис уведомлений об изменениях в поведение заемщиков Триггеры, сервис по ID верификации клиента, уникальный сервис по созданию унифицированного портрета заемщика Объединенный кредитный скоринг, сервис отслеживания мошеннических заявок Национальный Хантер. В числе клиентов ОКБ – более 500 банков, микрофинансовые организации и операторы мобильной связи. www.bki-okb.ru

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!