Сегодня и завтра вологодского села

 

 

 

Выступление на заседании Общественной палаты Вологодской области - доклад Тамары БРИТВИНОЙ, руководителя департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области.

Целью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2008-2012 годы является развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий. Нельзя не отметить, что Национальный проект, а с 2008 года - Государственная программа строятся, в основном, на расширении привлечения кредитных ресурсов.

Основные меры государственной поддержки - это субсидирование части затрат на уплату процентов банковским структурам. В то же время, объёмы бюджетной поддержки каждому конкретному получателю не увязаны напрямую с объёмными показателями производства, что снижает заинтересованность в конечном результате. В результате целевые показатели, установленные области, по многим направлениям не выполнены. Так, например, по производству молока во всех категориях хозяйств выполнение составило 93%, по производству мяса - 93,5%. Не выполнены целевые показатели по элитному семеноводству, по удельному весу работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, по объёму реализации зерна.

В то же время ежегодно увеличивалась кредитная масса, привлечённая в сферу агропромышленного комплекса, что усиливало зависимость организаций от диктата банков и одновременно способствовало росту доходности банковской сферы. Так, с начала 2009 года ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена на 4%, при этом процентные ставки коммерческих банков по кредитам организациям практически не изменились. Маржа коммерческих банков в настоящее время достигает размера ставки рефинансирования (9%) и выше. В результате этого, на фоне прибыльности коммерческих банков, растут убытки предприятий, задержки в оплате поставленной продукции и заработной платы персоналу. Если в 2008 году сумма затрат предприятий АПК по уплате процентов составила 1,1 миллиарда рублей, то в 2009 - уже около 1,5 миллиарда рублей. В то же время увеличилось количество убыточных предприятий. Если по итогам 2008 года убыточных сельхозорганиза-ций было 67, и совокупный убыток по ним составил 135 миллионов рублей, то по итогам 2009 года ожидаемый результат - 98 убыточных предприятий с общим убытком в 225 миллионов рублей.

Нельзя не сказать, что за последние 10 лет в ряде районов сельскохозяйственное производство практически прекратило своё существование либо представлено очень незначительно: Вытегорский, Вашкинский, Бабаевский, Белозерский, Бабуш-кинский и другие. Только в Череповецком районе за последнее десятилетие обанкротились и ликвидированы ЗАО «Домозерово», ЗАО «Нелазское», ООО «Колос», ОАО «Политотделец», ОАО «Воскресенское», и список этот можно ещё продолжать. Целью Государственной программы является развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий. Но все поставленные задачи должны преследовать главную цель - улучшение жизни населения, поэтому важной задачей является обеспечение продовольственной безопасности страны, в том числе повышение уровня продовольственного обеспечения населения. Следовательно, агропродо-вольственную сферу следует рассматривать в комплексе. Однако меры поддержки по Государственной программе направлены в основном на поддержание сферы сельскохозяйственного производства, частично - сферы переработки сельскохозяйственного сырья, совсем не отражена сфера действия потребительской кооперации. Не затрагивает программа и сферу потребительского рынка.

Сырьевое обеспечение

По оперативным данным объём производства продукции сельского хозяйства всеми категориями сельхозтоваропроизводителей в 2009 году составил 19,2 млрд. рублей, или 97% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах.

В прошедшем году в хозяйствах всех категорий произведено: молока 464,8 тыс. тонн (- 3% к уровню 2008 года), в том числе в сельхоз-организациях - 410,6 тыс. тонн (- 2%), мяса скота и птицы в живом весе 75,7 тыс. тонн (- 5%), в том числе в сельхозорганизаци-ях - 62,1 тыс. тонн (- 3%), яиц - 573,3 млн. штук яиц (+ 12%), в том числе в сель-хозорганизациях - 555,1 млн. штук (+ 13%). В среднем на куру-несушку получено 313 яиц (+ 37 штук к прошлому году). За 2009 год получен средний удой от 1 коровы 4883 кг, или 102% к уровню прошлого года.

Сельхозорганизациями намолочено 226,9 тыс. тонн зерна (- 2%). Заготовлено 117,3 тыс. тонн сена (+ 21%), 1268,1 тыс. тонн силоса (- 3%), 90,1 тыс. тонн сенажа (- 3%).

В ближайшие годы принципиально важно для отрасли встать на инновационные рельсы развития. Сельское хозяйство сегодня немыслимо без агротехнологий нового поколения, обеспечивающих высокую производительность труда, отличное качество и безопасность конечной продукции.

К сожалению, по итогам текущего года не удалось достигнуть результатов 2008 года в сопоставимых ценах: индекс промышленного производства составил 98,2%.

Молочная отрасль

Следует отметить, что до 2007 года ежегодный рост средних закупочных цен на молоко составлял 5-6%. 2007 год характеризовался начавшимся в августе резким скачком закупочных цен. По нашему мнению, ценовую политику на рынке молока-сырья определяли транснациональные компании, которые активизировали борьбу за сырьевую базу. В итоге цены декабря 2007 года на 60% превышали январские, увеличившись за год с 8,50 до 13,50 рублей. Соблазнившись высокими ценами за молоко, крупные вологодские производители повернули основные объёмы сырья в Москву, поставив местных переработчиков в затруднительные условия. Данный уровень цен сохранялся до конца первого полугодия 2008 года. С целью сохранения сырьевой зоны вологодские комбинаты платили за килограмм молока от 12 до 18 рублей. На фоне высоких закупочных цен не был допущен спад объёмов продаж готовых молочных продуктов, за счёт того, что предприятия отрасли, поддержав инициативу областного Правительства, зафиксировали оптово-отпускные цены на основные молочные продукты.

Минувший год стал наиболее сложным как для сельхозпроизводителей, так и для перерабатывающих предприятий.

Определённое влияние на ценовую ситуацию оказала реализация Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» в связи с ужесточением в два-три раза требований к показателям безопасности сырого молока (к содержанию бактерий и соматических клеток). Несмотря на проведённую мол-комбинатами подготовительную работу с организациями своей сырьевой зоны по изучению технического регламента, всё же произошло значительное снижение качества сырого молока.

Основным аргументом при снижении сортности стал высокий порог требований технического регламента на молоко и молочную продукцию к содержанию бактерий и соматических клеток.

В итоге вологодскими молочными предприятиями принято высшим сортом всего лишь 12% молока против 77% в 2008 году (то есть уровень падения в 7 раз). Объём молока первого и второго сортов вырос в 3 раза с 20% до 71% и с 3% до 15% соответственно. При этом надо отметить, что речь идёт о 70% от сырьевых ресурсов, реализуемых хозяйствами области.

Нельзя не отметить, что причина резкого снижения закупочных цен не только и не столько в «Техническом регламенте», сколько опять же в просчитанных действиях крупных транснациональных компаний, своевременно отреагировавших на мировые тенденции на сырьевых рынках. Снижение закупочных цен на молоко-сырьё - это не особенность российского рынка, аналогичные процессы происходили во всём мире, в том числе и в Европе. Это было отмечено на международной выставке «Зелёная неделя» в Берлине, проходившей в январе этого года. Об этом говорила в своём докладе министр продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии Ильзе Айг-нер, отметив, что Германия в этой ситуации вовремя сумела сориентироваться и оказать адекватную поддержку немецким сельхозтоваропроизводителям.

Оценочно потери вологодских сельхозтоваропроизводителей от снижения закупочных цен на молоко за 2009 год составили порядка 700 миллионов рублей.

Впервые за последние пять лет отмечается падение спроса на молочные продукты, главным образом высокожирные. Кроме того, возросший на 20% импорт обеспечил понижение цен на оптовом рынке сухого молока, сыров и масла.

В итоге реализация вологодских молочных продуктов данной ассортиментной группы замедлилась.

Совокупность этих факторов не позволила молочной промышленности области удержать цены на молочное сырьё на уровне цен 2008 года.

До июля-августа 2009 года цены снижались. С сентября началась и до настоящего времени сохраняется тенден-

ция повышения цен. Так, к 1 января текущего года средние закупочные цены ( за фактический жир и белок) выросли на 13%, или 1,50 руб./кг (от 11,04 руб./кг в летний период до12,50 руб./кг в декабре). По-прежнему цены вологодских предприятий превышают цены соседних регионов от 2 до 12% (или от 0,25 руб./кг цен Новгородской области до 1,22 руб./кг Кировской области).

Индекс производства молочных продуктов за 2009 год составил 98,4%.

Из-за недостатка оборотных средств у молокоперерабатывающих предприятий интеграционные процессы остановили своё развитие. Роста количества интегрированных предприятий, работающих в единой технологической цепи, не наблюдается (ООО СХП «Устюгмоло-ко», ООО « Тотемский маслозавод», ООО «Сямженские молочные продукты», ОАО «Череповецкий молочный комбинат», ОАО « Сухонский молочный комбинат», ФГУП «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА имени Н.В. Верещагина).

Примером наиболее успешной работы по созданию интеграционных объединений с сельхозпроизводителями является ООО СХП «Ус-тюгмолоко». Потребность предприятия в молоке на 82% закрывается собственным сырьём, и в аграрном секторе валовое производство молока составляет 76% от общерайонного объёма. Средний надой на корову составляет почти 5000 кг (в среднем по области 4883 кг/голову), что является самым высоким показателем среди аналогичных формирований других молокопе-рерабатывающих предприятий.

Нельзя не принимать во внимание то, что из-за монополизации сырьевого рынка транснациональными компаниями цены на молочное сырьё вологодских переработчиков в определённой степени будут зависеть от их ценовой политики.

Мясоперерабатывающая отрасль в текущем году из-за снижения платёжеспособного спроса населения снизила объёмы выпуска продукции по колбасным изделиям и полуфабрикатам.

С начала 2009 года индекс производства мясной продукции (вместе с птицеперерабатывающей отраслью) составил 98%.

По прогнозам аналитиков спрос на мясные продукты в ближайшее время может и далее понизиться. Это связано с сокращением доходов населения по причине роста цен на продукты первой необходимости и товары длительного пользования. При этом ожидается дальнейшее смещение спроса в сторону более дешёвой продукции.

На рынке зерна, муки и хлебопродуктов ситуация складывается следующим образом.

Оперативный запас муки обеспечивает потребность области на начало 2010 года на 67 дней (рекомендуемый ФАО норматив - 2 месяца).

Госрезерв по состоянию на 1 января 2010 года состоял из 8,9 тыс. тонн пшеницы продовольственной на сумму 31,1 млн. рублей, что обеспечивает потребность области в муке на 25 дней.

В хлебопечении области сохраняются тенденции, характерные для большинства регионов России: количество предприятий сокращается, производство продукции снижается, основной объём производства приходится на крупные комбинаты.

Производство хлебобулочных изделий за минувший год составило 76,2 тыс. тонн хлебобулочных изделий, что на 5,6% ниже уровня 2008 года.

Сокращение производства хлебобулочных изделий сохранится и в текущем году.

В целом население области мукой и хлебобулочными изделиями в течение 2009 года обеспечено в полной потребности. Цены на самые популярные сорта хлеба «Дарницкий» и «Нарезной» остаются стабильными с февраля 2009 года. Постоянно в продаже в Вологде и Череповце имеются социально значимые сорта хлеба, цена на которые ниже на 20-35%. В целях стимулирования предпринимательской инициативы долгосрочной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2011 годы» предусмотрены приоритетные механизмы государственной поддержки в различных секторах экономики, включая агропромышленный комплекс. С учётом реализуемых мер в регионе открываются новые предприятия малого и среднего бизнеса, создаются дополнительные рабочие места в хлебопекарном и других производствах пищевой промышленности, а также в сельском хозяйстве. В течение 2009 года с целью поддержки развития малых форм организации производства 8 организаций из 5 районов получили гранты на открытие новых производств.

Отметим, что с появлением на рынке домашних хлебопечек рынок потребления хлеба стал меняться - наблюдается рост спроса на разнообразную муку и готовые смеси. Очевидно, что современные хлебопечки способны печь хлеб самых  разных сортов, а также готовить кексы и даже джемы. Новые модели имеют свыше 20 программ, различные режимы и  различаются по функциям, дизайну, мощности. Как выбрать хорошую хлебопечку - вопрос непростой. Надо познакомится ближе с этими агрегатами - можно расспросить друзей и коллег по работе об особенностях эксплуатации данных приборов.  Есть параметры, на которые стоит обратить особое внимание при выборе: функциональность, технические параметры и особенности конкретной модели. 

Отметим, что с появлением на рынке домашних хлебопечек рынок потребления хлеба стал меняться

Потребление мяса и яиц в среднем на душу населения в области выше, а по молоку - практически на уровне потребления этих продуктов по прожиточному минимуму.

Но вместе с тем, несмотря на стабильный рост индексов потребления, лишь по потреблению яйца область достигла рекомендуемых рациональных медицинских рекомендаций (100%). Молочных и мясных продуктов жители области потребляют на уровне 59 и 80% от рекомендуемых рациональных размеров потребления этих продуктов.

Основным фактором, оказывающим влияние на покупку продуктов питания, является цена. Ценовая конкуренция успешно воплотилась в товарных интервенциях (ярмарочная торговля).

В результате - на продовольственном рынке мы получили тройной эффект:

- население имеет возможность купить достаточно дешёвые продукты питания;

- минуя посредников, предприятия АПК выручили средства за свою продукцию;

- «аппетиты» сетевиков по торговым наценкам были умерены.

Всего за период с декабря 2008 года по 1 января 2010 года организовано 112 ярмарок по реализации сельхозпродукции, сезонных ярмарок и ярмарок «выходного дня». Общий оборот ярмарок составил более 214 млн. рублей. По данным мониторинга органов местного самоуправления цены на ярмарках в среднем ниже среднерыночных на 11,5%.

Предложения

Необходим глубокий анализ эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса. Возможно, необходимо пересмотреть подходы к её направлениям. Субсидирование должно быть направлено на стимулирование роста сельскохозяйственного производства (например, субсидии на единицу произведённой продукции) и заинтересованности в нём получателей бюджетной поддержки. Для этого целесообразно создать рабочую группу, включив в неё представителей департаментов: сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли, который начнёт функционировать с 1 марта этого года; экономики; финансов, государственно-правового, а также органов местного самоуправления. Совместно сделать такой анализ и выработать необходимые предложения по изменению Государственной программы. В рамках средств областного бюджета пересмотреть подходы по направлениям мер господдержки. Возможно, на первом этапе это не удастся в масштабах всей области. Может, апробация целесообразна в качестве пилотного проекта в одном или ряде районов.

Для усиления заинтересованности органов местного самоуправления в результатах сельхозпроизводства и повышения степени их ответственности проанализировать полномочия органов власти областного уровня и, возможно, часть полномочий передать на муниципальный уровень с соответствующим финансированием.

Считаем необходимым внести изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в части включения в неё организаций потребительской кооперации наравне с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, при условии, что в общем доходе организации потребительской кооперации доля от реализации сельскохозяйственной продукции, её первичной и последующей переработки в течение года составляет не менее чем 50%.

В целях формирования предпосылок к экономической стабильности в АПК необходимо рассмотрение вопроса о кредитовании организаций АПК всех форм собственности на льготных условиях и установления предельного размера маржи по кредитам коммерческих банков.

Государственную программу необходимо расширить в части стимулирования интеграционных связей в АПК. На сегодня отсутствует нормативно-правовое регулирование данных процессов. Вопрос непростой, он связан с интересами собственности. Однако, именно интегрированные структуры позволят сгладить конфликт интересов между сельхозтоваропроизводителем, переработчиком и сферой реализации.

Активно ведётся работа по доктрине продовольственной безопасности России. И здесь очень важно скорейшее принятие нормативно-правовых актов, в том числе утверждающих рекомендуемые рациональные нормы потребления основных продуктов питания, так как применяемые в настоящее время нормы официально не утверждены и разнятся как на ведомственном, так и на региональном уровнях.
Источник:
Старейшая и авторитетнейшая вологодская областная газета "Красный Север" - информационное издание, выходит три раза в неделю.Уже много лет девизом "Красного Севера" являются строчки из стихотворения Николая Рубцова "Россия, Русь! Храни себя, храни!" История газеты представляет собой историю области, начиная с 1 мая 1917 года, когда вышел первый номер "Красного Севера" под названием "Известия Вологодского Совета рабочих и крестьянских депутатов". Ровно через два года она получила нынешнее название - "Красный Север".
http://www.krassever.ru

 

 

 

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!