Агропромышленный комплекс - на переломном этапе

В Департаменте финансов и бюджетной политики федерального аграрного ведомства  отметили, что минувший год был первым, когда началась реализации новой госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года. Сохранена преемственность аграрного курса, заработали новые меры поддержки, в целом сохраняется положительная динамика сельхозпроизводства.
Сохранена преемственность аграрного курса, заработали новые меры поддержки, в целом сохраняется положительная динамика сельхозпроизводства.
Существенное влияние на отраслевые показатели оказала засуха 2012 года. Как следствие в I квартале минувшего года наблюдались дефицит семенного материала к севу и снижение производства кормов, что повлекло за собой падение показателей в животноводстве. Тем не менее, во многом благодаря выделению дополнительной поддержки (в размере 42 млрд. рублей), ожидается увеличение производства продукции сельского хозяйства, индекс производства предположительно составит около 105% при плановом показателе 102,2%.
Сегодня агропромышленный комплекс России стоит на переломном этапе – когда количественные показатели переходят в качественные. Еще несколько лет назад наблюдалась картина, когда по отдельным направлениям перерабатывающие мощности были избыточными, за счет старых невостребованных мощностей. Сегодня уже имеются локальные дефициты перерабатывающих мощностей, например, сахарной свеклы, масличных культур, мясу и сырам.
Приоритет новой Госпрограммы – сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности по переработке пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков.
Это особенно актуально для Сибири и Дальнего Востока. Неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельхозпроизводитель – перерабатывающая промышленность – оптовая и розничная торговля» приводит к тому, что на долю производителей приходится около 20 – 30 % от розничной цены на готовую продукцию.
Ключевое изменение мер господдержки связано с присоединением России к ВТО. Предусмотрены новые формы поддержки, отвечающие условиям Всемирной торговой организации: несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства, а также субсидирование производства молока.
Несвязанная поддержка в области растениеводства наряду с субсидированием краткосрочных кредитов стала основным инструментом пополнения оборотных средств аграриев и неотъемлемой составляющей в ходе проведения сезонных полевых работ. В отдельных регионах сельхозпроизводители, получив погектарную поддержку, снизили темпы по привлечению кредитов на весенние полевые работы, при этом полевые работы проведены без срывов и в полном объеме. Это говорит о том, что новый вид поддержки, разработанный в Госпрограмме на 2013-2020 годы, работает и дает первые положительные результаты.
В 2013 году на несвязанную поддержку первоначально планировалось направить 15,2 млрд. руб., но за счет дополнительных 10 млрд. руб. финансирование было увеличено до 25,3 млрд. руб. из федерального бюджета, еще 11,5 млрд. руб. было направлено из региональных бюджетов. В общей сложности направлено 36,8 млрд. рублей.
Преимущество данной меры поддержки заключается в том, что в правилах установлен показатель, позволяющий более эффективно предоставлять субсидии. Это уровень интенсивности использования посевных площадей в регионе, стимулирующий увеличение посевных площадей с одновременным повышением их продуктивности, в том числе и за счет восстановления плодородия почв.
В регионах Сибири и Дальнего Востока проблема снижения плодородия почв крайне актуальна и обусловлена, прежде всего, нехваткой финансовых средств на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, и как следствие нарушением агротехнологий сева и уборки, отсутствием рационального севооборота. Минсельхоз России рассчитывает на то, что в среднесрочной перспективе использование погектарной поддержки будет способствовать решению этого вопроса.
Кроме того помимо погектарной поддержки действует еще целый ряд других мер, это и субсидирование кредитов, и поддержка элитного семеноводства, многолетних насаждений и виноградников, и поддержка малых форм хозяйствования и экономически значимых региональных программ.
В отдельное мероприятие Госпрограммы выделана поддержка сельхозтоваропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Речь идет о субсидировании части затрат на приобретение семян c учетом доставки и производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне. В общей сложности на развитие растениеводства до 2020 года запланировано 466 млрд. рублей.
С учетом стратегических приоритетов в отдельную подпрограмму выделено «развитие мясного скотоводства». Стимулом для развития молочного производства должны стать субсидии на 1 кг реализованного товарного молока. В текущем году помимо запланированных на поддержку молочного производства 9,5 млрд. рублей дополнительно выделено 3,2 млрд. рублей из федерального бюджета для компенсации роста стоимости кормов в молочном животноводстве.
Однако, несмотря на оказание поддержки, снижение производства кормов в значительной мере определило сокращение поголовья молочного скота, поэтому производство молока ожидается на 4% ниже 2012 года.
В Минсельхозе России создана рабочая группа по совершенствованию механизмов поддержки молочной отрасли. Вы знаете, что есть соответствующее поручение Председателя Правительства по итогам совещания в Воронежской области. Кроме того было принято решение о пролонгации инвестиционных кредитов по молочной отрасли с 8 до 15 лет и увеличении компенсации процентной ставки по кредитам с 80% до 100% за счет федерального бюджета.
Принятие указанных изменений позволит улучшить финансово-экономическое состояние сельхозпроизводителей, занимающихся молочным животноводством: увеличить рентабельность производства, снизить инвестиционную нагрузку в половину и финансовую нагрузку при условии возмещения субсидий 100% + 3 п.п. почти в 2 раза в сравнении с действующей схемой субсидирования 80%+20%.
В целях развитие северного оленеводства и табунного коневодства Минсельхозом России также предоставляются субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья оленей, маралов, мясных и молочных табунных лошадей. Финансирование в текущем году достигло 300 млн. рублей.
На весь период реализации Госпрограммы 2013-2020 сохраняется субсидирование инвестиционных кредитов, особенно по переходящим обязательствам федерального центра.
На текущий момент, прежде всего, необходимо закрыть вопрос по субсидируемым инвестиционным кредитам.


Источник
Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!