Сергей Лёвкин - о Московском урбанистическом форуме - 2015

Об участии столицы в предстоящем пятом Московском урбанистическом форуме рассказал корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Иванович Лёвкин.
Левкин С.
1. Ключевая тема пятого Московского урбанистического форума - «Москва как динамичный мегаполис: практики гибкого управления». В прошлом году форум прошел под лозунгом «Драйверы развития мегаполиса», сейчас акцент - на гибкое управление. Означает ли, что перспективные модели для развития Москвы найдены и сейчас в приоритете города - гибкое управление?

Развитие и управление – это два взаимосвязанных понятия, которые идут параллельно друг с другом и никак иначе. В этом году форум будет посвящен как динамичному развитию города, так и управленческим процессам этого развития. На мой взгляд, данная тематика шире и интереснее для профессионального сообщества.
Более того, в этом году форум больше ориентирован на дискуссию, поэтому все самые актуальные вопросы и темы мы обсудим с коллегами в живом диалоге на предстоящем мероприятии.

2. Сергей Иванович, расскажите о приоритетах строительной отрасли Москвы: какие городские программы нужно реализовать в первую очередь и не изменились ли планы градостроительного развития?

Мэр Москвы Сергей Собянин буквально на днях еще раз обозначил эти приоритеты, цитирую: «Политика и приоритеты города в области строительства остаются неизменными: это развитие транспортной системы, метро, дорог, развитие пригородного сообщения, транспортно-пересадочные узлы. Это социальное строительство — жилья, поликлиник, больниц, детских садов, школ, объектов культуры и спорта. При этом необходимо надёжное обеспечение всех инженерных систем и коммуникаций».
От себя добавлю, что в числе приоритетов программы «Градостроительная политика» - сохранение архитектурного облика исторического центра Москвы, формирование благоприятного инвестиционного климата, комплексное благоустройство городских территорий и градостроительное развитие Москвы как столицы Российской Федерации, международного финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра. В наших планах – улучшать, совершенствовать городское пространство, сделать его красивым, комфортным для жизни горожан и привлекательным для гостей столицы.

3. Скажите, чем этот форум будет отличаться от предыдущих, какие новшества планируется в программе мероприятия? Будут ли обсуждать на нем развитие промышленных территорий как градостроительного потенциала, перевод госуслуг в электронный вид, формирование новых точек роста? Какие темы для диалога предложит Департамент градостроительной политики и Вы лично на форуме?

Все перечисленные Вами вопросы так или иначе будут затрагиваться на форуме. В моем выступлении особое внимание будет уделено жилищному строительству, будем обсуждать с экспертами, как создать качественное и разнообразное предложение на рынке жилья. Тематика улучшения жилищных условий характерна для всей России в целом, она в приоритете на федеральном уровне. Нам есть что сказать, поделиться достижениями в области типового проектирования жилых домов, детских садов и школ. Уверен, что дискуссия будет интересной для всех ее участников.
Планирую также участвовать в панельной дискуссии «Развитие промышленного и инвестиционного потенциала Москвы».
Думаю, гостям форума будет интересно посетить стенд Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, на котором в интерактивном режиме можно ознакомиться с реализованными и планируемыми к реализации в 2015-2016 годах проектами: развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, метрополитена, строительство ТПУ, автомобильных дорог и велодорожек, развитие новых территорий Москвы, внедрение BIM-технологий в строительстве.
Помимо деловой программы в этом году вводятся новшества - предусмотрены открытые лекции международных экспертов, мастер-классы ведущих урбанистов, творческие и культурные мероприятия с участием известных артистов. Пользуясь случаем, приглашаю горожан и гостей столицы в день Фестиваля,17 октября, посетить открытую для всех желающих выставку в ЦВЗ «Манеж».

4. Что за последние пять лет было сделано московским Стройкомплексом для того, чтобы жизнь в столице стала более комфортной и благоустроенной?

Сегодня Москва – это отмечают горожане - стала одним из самых чистых и благоустроенных мегаполисов мира. Столица заняла лидирующую позицию в рейтинге экологического развития городов России в 2014 году, продемонстрировав хорошие показатели по использованию территорий и энергопотреблению.
Стройкомплекс Москвы внес значительный вклад в развитие Москвы как инвестиционно привлекательного, комфортного города. В рамках комплексного развития столицы проведена работа по переходу от точечной застройки к комплексному развитию территорий Москвы.
Стройкомплексом реализуется масштабная программа по реновации бывших производственно-коммунальных территорий (18 880 га). Так, на территориях реорганизуемых промзон с 2013 года введено более 4 млн кв. м недвижимости.
За последние годы возросли темпы строительства социальных объектов в Москве. Построено 400 новых детских садов, школ, поликлиник, спортивных сооружений.
Изменились подходы к развитию дорожной инфраструктуры в столице. За пять лет в Москве построено 400 км новых дорог, 112 новых эстакад и тоннелей. Завершено строительство всех транспортных долгостроев. В 2011-2015 годах построено 34 км линий метрополитена и 18 новых станций метро. Создается наземное метро – реконструкция МКЖД.
В центре города, начиная с 2011 года, ведется строительство и реконструкция знаковых объектов. При активном участии Департамента градостроительной политики реализован федеральный проект реставрации Большого зала, учебных корпусов и ряда других помещений Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Сданы в эксплуатацию 6 особо значимых федеральных и инвестиционных проектов (2 федеральных и 4 инвестиционных): музей Отечественной войны 1812 г. ГИМ; Гостиничный комплекс «Парижская коммуна»; здание Общественной палаты РФ, Многофункциональный комплекс с помещениями для Высшей школы экономики; ТК «Центральный детский магазин» на Лубянке; Многофункциональный центр на Большой Якиманке; театр «Вишневый сад»; новая сцена и дополнительные помещения для театра Вахтангова.
В этом году впервые стартовала программа «Моя улица», в рамках которой завершается благоустройство 50 улиц. Это огромный масштаб работы. В настоящее время в исторической части столицы уже завершены работы на улицах Мясницкая, Большая Ордынка, Большая Никитская, Пятницкая. Улицы выглядят ухоженно, обустроены велодорожки, расширены тротуары.
Центр города стал зеленой зоной для прогулок, занятий спортом, отдыха.
Москва становится привлекательной и для туристов, и для москвичей, гостеприимной и открытой.

5. Какие новые интересные решения и проекты появились в результате антикризисных мер? Как экономическая ситуация повлияла на работу столичного Стройкомплекса?

Планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москве на 2015 год, утвержденным постановлением Правительства Москвы 40-ПП, предусмотрен ряд мер, направленных на поддержание стабильности в строительной отрасли.
Сегодня осуществляется финансовая поддержка экономической активности, реализуемая в виде предоставления различных льгот и отсрочек в том числе: при выплате арендной платы за земельные участки, при взимании платежей за изменение вида разрешенного использования земельных участков, введение долгосрочных контрактов на поставку продукции (гарантированных объемов закупок) в рамках городского заказа и другие.
Кроме того, большое внимание уделяется поддержке импортозамещения. В рамках этого направления ведется разработка и реализация мер по импортозамещению товаров и услуг в приоритетных сферах. Это и разработка планов по размещению приоритетных производств и развитию новых высокотехнологичных отраслей экономики, и разработка дополнительных мер государственной поддержки стимулирования промышленных кластеров, и внедрение механизма заключения долгосрочных государственных контрактов в отношении импортной продукции, и обеспечение подготовки приоритетных инвестиционных проектов.
В результате проведенных Департаментом работ по анализу степени зависимости строительного комплекса города Москвы от поставок импортных материально-технических ресурсов, была определена номенклатура продукции, которая может выпускаться на мощностях предприятий Москвы и Московского региона. На основании проводимых в настоящее время исследований разработаны правовые и экономические механизмы поддержки предприятий строительной отрасли по выпуску конкурентоспособной продукции строительного назначения и ее приоритетного использования на объектах АИП.
Хочу отметить, что в отдельное направление можно выделить первоочередные меры по снижению административных барьеров. На постоянной основе осуществляются следующие мероприятия:
- дополнительное сокращение сроков выдачи документов;
- ускорение и удешевление процедур, направленных на обеспечение технологического присоединения объектов строительства;
- повышение позиции города в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
По поводу влияния кризиса на строительную отрасль Мэр Москвы Сергей Собянин недавно сказал, что строительство - это лучшее «лекарство» от кризиса. Стройкомплексу Москвы предстоит обеспечить выполнение инвестиционной программы всех направлений, связанных со строительством метрополитена, дорог, развязок, благоустройства города и строительства социальных объектов — школ, поликлиник, больниц, детских садов. На адресную инвестиционную программу (АИП) направлено 22 процента из бюджета города на три года.

6. Форум является грандиозной площадкой для диалога, обмена опытом. Безусловно, у Москвы свой путь, и все-таки есть ли некие мировые тренды, которые могут быть интересны для нашего города и актуальны на данный момент? Расскажите о них подробнее.

Мировым трендом в развитии любого мегаполиса сейчас является использование внутреннего градостроительного потенциала. Большой город не может уже расширять свои границы, и основным ресурсом развития становится использование производственно-коммунальных территорий. У многих крупных столиц мира есть опыт реновации неиспользуемых производственно-коммунальных территорий. Мы его стараемся хорошо изучить и применить на практике наиболее удачные решения.
Москва уже имеет большой опыт в преобразовании производственно-коммунальных территорий. 17% от всей площади Москвы в ее «старых» границах составляют неиспользуемые промзоны. Реорганизация депрессивных территорий даст городу мощный экономический, экологический и градостроительный эффекты.
В качестве примера перепрофилирования значительных площадей можно привести территорию Тушинского аэродрома Москвы, где сегодня возведен стадион «Спартак» и введена в эксплуатацию одноименная станция метро Таганско-Краснопресненской линии. На месте бывшего летного поля планируется строительство центра художественной гимнастики, ледового дворца спорта, бизнес-центра «Ростех Сити» с апарт-отелем, центра автомобильного спорта, центра водного спорта, ледового комплекса и центра спортивной медицины.
Еще одним удачным примером может служить реновация территории «Завода имени Лихачева». Там уже введен ледовый дворец «Парк легенд». На его «Северной» территории создаются жилые дома (общей площадью 950,0 тыс. кв. м) с объектами социальной инфраструктуры: 12 ДОУ на 1,44 тыс. мест, 3 общеобразовательными школами на 1,1 тыс. мест каждая, учреждения дополнительного образования.
Мэр Москвы Сергей Собянин 2 октября дал старт конкурсу по выбору инвестора для реализации проекта развития южной территории ЗИЛа.
На сегодняшний день по промышленно-коммунальным территориям разрабатывается более 50 проектов планировки территорий (ППТ). По состоянию на 09.10.2015 утверждено 17 ППТ общей площадью 768,41 га (строительный потенциал около 6,09 млн кв.м).
За последнее время вырос темп ввода недвижимости, в том числе жилья. При этом стоит отметить, что около 25% ввода жилой недвижимости приходится на территории бывших промзон.В 2015 году запланированный ввод недвижимости в границах производственно-коммунальных территорий ввод ожидается в размере 2,2 млн кв.м общей площади из 8,9 млн кв.м запланированных по городу.
Осуществляя реорганизацию промзон, мы решаем в том числе поставленные мэром Москвы Сергеем Собяниным ключевые задачи:«Создание новых точек притяжения с новыми рабочими местами», «снижение маятниковой миграции», воссоздание комфортной и безопасной городской среды, гармонично связанной с окружающей застройкой.

7. Какие проекты, реализованные за последнее время в Москве, могут удивить иностранных гостей, какой опыт зарубежные города могли бы перенять у столицы в плане благоустройства и создания комфортной среды?

Мы открыты для общения и всегда готовы поделиться опытом, тем более Москве есть, что показать зарубежным гостям. В рамках предстоящего форума будет развернута выставка лучших городских проектов, реализованных или планируемых к реализации в 2015-2016 гг., среди которых интересные проекты в области благоустройства города и создания комфортной среды обитания. По некоторым из них – нам нет равных. Например, на ВДНХ построен самый большой океанариум в Европе, ведется строительство крупнейшего в Европе перинатально-кардиологического центра, в "Москва-Сити" введут самый крупный в Европе паркинг - можно долго перечислять уникальные объекты строительства.
Я уверен, что благодаря усилиям команды Правительства Москвы мы превратим Москву в лучший город земли, и это по достоинству оценят и москвичи, и гости города.

8. В Москве у горожан стали популярны электронные сервисы. Многие решения городские власти принимают с учетом мнения горожан, в том числе благодаря порталам «Активный гражданин», «Наш город». Как Вы оцениваете результат работы этих сервисов?

В этом году на Урбанистическом форуме мы с коллегами планируем обсудить взаимодействие городских властей с представителями бизнеса и культуры, жителями, различными объединениями и сообществами. Причем общение должно быть удобным и понятным для всех участников процесса.
Одним из самых оптимальных инструментов взаимодействия власти, бизнеса и граждан считаю общение в электронном виде через городские порталы, краудсорсинговые проекты, а также с использованием и электронного референдума «Активный гражданин», предоставление госуслуг. Это современный, гибкий и эффективный подход к администрированию городом и управлению сложными ситуациями.
С использованием созданных информационных сервисов решается множество вопросов, актуальных для горожан. Таких как запись своего ребёнка в детский сад, школу, получить массу электронных услуг, голосования за городские новинки в приложении «Активный гражданин», в котором сегодня зарегистрировано более миллиона москвичей. Через портал «Наш город» жители оперативно добиваются решения проблем в сфере ЖКХ, домовладения, оставляют отзывы либо жалобы на выполнение различных работ. Отмечу, что это происходит дистанционно, не нужно ходить по инстанциям, записываться на прием к специалисту, писать и отправлять письма. Это большой шаг вперед в системе городского управления. Систему электронного взаимодействия власти и граждан еще нужно совершенствовать, но за тот короткий срок, который существуют проекты, уже достигнуты весомые успехи. Напомню, что в мае этого года "Активный гражданин" получил международную премию в области связей с общественностью SABRE Awards EMEA – 2015 в номинации "Проекты для государственных структур".
Одним из важнейших направлений работы Стройкомплекса является создание благоприятных условий для бизнеса за счет оптимизации административных процедур в строительстве.
На сегодняшний день в строительной сфере проведена большая работа по повышению прозрачности, сокращению сроков и стоимости прохождения процедур, а также переводу государственных услуг в электронный вид.
В 2013 году органы исполнительной власти и организации, входящие в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, приступили к реализации мероприятий по переходу на предоставление госуслуг в сфере строительства в электронном виде.
Стройкомплексом предоставляется 14 государственных услуг, 12 из которых доступны для получения в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
В 2014 году Правительством Москвы принято решение о предоставлении трех государственных услуг в сфере строительства исключительно в электронном виде (выдача разрешения на строительство; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; согласование дизайн-проекта размещения вывески), а с 1 июля 2015 г. обеспечен переход на предоставление юридическим лицам еще 3-х госуслуг и функций исключительно в электронном виде (выдача заключения о соответствии (ЗОС), с сокращением срока предоставления процедуры с 10 до 5 рабочих дней; подача извещения о начале строительства; подача извещения об окончании строительства).
Перевод государственных услуг в электронный вид позволил сократить временные затраты на подготовку и подачу заявлений, минимизировать перечень документов, предоставляемых заявителем лично, исключил коррупционные риски, а также обеспечил возможность подавать заявление, получать результат и информацию о предоставлении услуги в любое время и из любой точки мира.
Следует отметить положительную динамику предоставления государственных услуг в сфере строительства в электронном виде.
По итогам 2013 года в электронном виде было подано лишь 12 % заявок. В 2014 году этот показатель составил 37%, а за девять месяца 2015 года в электронном виде подано уже 75% заявок.
Обратная связь с заявителем осуществляется с использованием:
- «Личного кабинета» заявителя на Портале госуслуг, на котором застройщик может получить всю информацию о ходе предоставления государственной услуги; получить результат оказания услуги; при необходимости записаться на прием к эксперту органа исполнительной власти;
- «Кабинета застройщика» на портале Стройкомплекса, позволяющего получать информацию об объектах капитального строительства и связанных с ним решениях (ГЗК и рабочей группы ГЗК) и документах (заключения Мосгосэкспертизы, ГПЗУ, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию и т.п.); сообщать о нарушении при предоставлении госуслуг. Уникальность проекта заключается в создании единой технологической платформы, позволяющей обеспечить открытость органов власти и эффективное взаимодействие с организациями и гражданами при предоставлении государственных услуг в сфере строительства.
По итогам 2014 года 40% от общего количества заявлений было принято через Портал государственных услуг города Москвы, при этом с 1 января 2015 года количество обращений электронном виде увеличилось, и составило - 70% заявок. В настоящее время на Портале государственных услуг города Москвы уже зарегистрировано порядка 4 млн пользователей.

Источник - Информационный центр Правительства Москвы
Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!