В Минрегионе подвели итоги

В Минрегионе России состоялось расширенное заседание коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации «Об итогах работы в 2011 году».

На заседании присутствовали заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Светлана Орлова, Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.

Открывая заседание, Министр поблагодарил всех за активное участие и помощь в деятельности Министерства: «В повестке дня стоит вопрос об итогах работы Министерства и составление плана на 2012 год».

В своем выступлении Дмитрий Козак отметил, что на Министерстве лежит огромный пласт межотраслевых вопросов и что от его работы зависит политическое и социальное развитие страны.

В ходе выступления Дмитрий Козак огласил задачи, стоящие перед Минрегионом: совершенствование региональной политики, создание документов территориального планирования; создание механизмов, обеспечивающих максимальную деятельность органов государственной власти; ввести разграничение всех полномочий регионов и муниципалитетов, вопрос, связанный с оздоровлением строительной области, нормативно-правовое регулирование и устранение избыточных административных барьеров в этой сфере, необходимость в обеспечении выполнения плана в сфере земельных отношений.

Вице-премьер также отметил проблемы ЖКХ. По его словам, необходимо урегулировать все решения, касающиеся Фонда реформирования ЖКХ, реализовать план по привлечению инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.

Дмитрий Козак напомнил о том, что Минрегион России отвечает за подготовку проведения Олимпийский игр: «Мы находимся в заключительной стадии подготовки к Олимпиаде, и Министерство должно подойти к этому вопросу максимально профессионально».

В свою очередь глава Минрегиона рассказал об основных итогах деятельности Министерства.В частности, по словам Министра, сделаны важные шаги по проекции стратегий развития на пространственную организацию территории страны. Сегодня приняты 98% схем субъектов Федерации, 69% схем терпланирования муниципальных районов, 79,5% генпланов городских округов. В этой части административные барьеры в основном устранены.

Виктор Басаргин отметил, что минувший год стал прорывным в реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. «Увеличилось до 40 число регионов, принимающих соотечественников. За год в Россию переселились 31500 человек, столько же как за 4 предыдущих года»,- уточнил Министр.

Кроме того, ведётся работа по диверсификации экономики моногородов. Глава Минрегона сказал, что в прошлом году все 335 моногородов завершили разработку комплексных инвестиционных планов. Число моногородов, получивших помощь в финансировании инфраструктурных проектов возросло до 50.

Министр также рассказ о завершении формирования нового Перечня приоритетных расходных обязательств регионов и муниципальных образований.

В своём выступлении Министр рассказал о продолжении наращивания поддержки регионов через реализацию федеральных целевых программ территориального развития. «В 2011 году из федерального бюджета регионам Дальнего Востока, Забайкалья, Юга России, Калининградской области в рамках этих программ перечислено 74 млрд. 120 млн. рублей на 35,4% больше, чем в 2010 году. В текущем году объем федерального финансирования повысился на 22% до 90 млрд. 340 млн.»,- сказал глава Минрегиона.

По словам Виктора Басаргина, жилищная политика стала еще более социально-ориентированной. В 2011 году улучшили жилищные условия более 200 тыс. человек, в том числе 53000 ветеранов Вов, 28300 молодых семей. Появились новые категории – молодые ученые, сельские учителя. В 2012 году будут полностью обеспечены жильем ветераны и военнослужащие, уволенные со службы, чернобыльцы, в разы увеличится предоставление жилья вынужденным переселенцам.

Закрывая заседание, глава Минрегиона России поблагодарил всех участников за профессиональную встречу. «Министерство никогда не стояло на месте, за последние 3 года сделано очень много»,- заключил Министр.

http://www.minregion.ru


Виктор Басаргин выступил на расширенном заседании Минрегиона России с докладом "Об итогах работы в 2011 году"

29 февраля, 17:10
2011 году стал годом решения ряда серьезнейших задач по формированию условий для дальнейшей модернизации экономики и социальной сферы регионов.

Завершён 1-й этап стратегического планирования развития. Мы утвердили стратегии развития всех 8 федеральных округов. Сделано это при активном участии бизнеса, регионов, политических и общественных сил. На уровне федеральных округов и макрорегионов, заданы четкие социальные ориентиры их устойчивого экономического роста. Эта работа стала частью общего для страны процесса поиска адекватных ответов на вызовы современности.
Утвержденные в рамках стратегий 233 первоочередных инвестпроекта на сумму 7 трлн. рублей позволят в ближайшие 2-3 года создать около 300 тыс. новых рабочих мест. Часть из них уже реализуется. В том числе 15 общегосударственных и 32 региональных проектов с использованием средств Инвестфонда. Это эффективная модель государственно-частного партнерства. Уже началось строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино, в рамках развития Нижнего Приангарья построен мостовой переход, открывший доступ к ресурсам правового берега Ангары, раньше планового срока завершена проходка Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае. Эта инфраструктура дает доступ к развитию целых кластеров, улучшению региональных экономик, увеличению местных бюджетов.

Разработана стратегия развития Арктической зоны, в процессе завершения - соответствующая госпрограмма, предусматривающая применение новейших современных технологий, развитие Северного Морского пути, сохранение традиционно образа жизни и этнокультурного развития малочисленных народов севера, решение социальных проблем жителей Крайнего Севера и приравненных к нему территорий.

Сделаны важные шаги по проекции стратегий развития на пространственную организацию территории страны. Сегодня приняты 98% схем субъектов Федерации, 69% схем терпланирования муниципальных районов, 79,5% генпланов городских округов. В этой части административные барьеры в основном устранены. Мы создали условия, чтобы оставшиеся документы были разработаны в срок. Внесены поправки в Градкодекс, подготовлены методические рекомендации по разработке генпланов городских округов и поселений, схем Российской Федерации и субъектов, новые требования к составу нормативов градостроительного проектирования, сократившие сроки подготовки документов терпланирования от нескольких лет до месяцев.

Завершен первый этап разработки единой государственной информационной системы территориального планирования. В ней уже свыше 2000 утвержденных документов. Мы планируем интегрировать в ГИС все системы регионального мониторинга. Фактически она станет технологической основой вертикали планирования развития от муниципалитета до федерального уровня.

Цель ясна: создать максимально благоприятные условия для развития каждой территории как составной части единой страны.

Однако, развитие общества невозможно, если индивида окружает нетерпимая внешняя среда. Поэтому не менее важным считаю необходимость иметь стратегическое видение укрепления межнациональных отношений.

Сегодня, выстроена управленческая вертикаль этого процесса. На федеральном уровне это соответствующий департамент и Межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений. На региональном - рабочие группы или координационные органы по вопросам гармонизации межэтнических отношений. Сейчас в каждом регионе реализуются комплексные планы действий по гармонизации межэтнических отношений. Считаю, исключительно важным эту вертикаль сохранить и дополнить системой уполномоченных. Она себя уже оправдала. Действовать нужно в развитие: принять ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Продолжить поддержку социально-значимых инициатив общественных и религиозных организаций. Для России, где насчитывается 24000 религиозных организаций, представляющих более 60 религиозных направлений, и 1269 общественных организаций, работающих в сфере межнациональных отношений это чрезвычайно важно.

Минувший год стал прорывным в реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Увеличилось до 40 число регионов, принимающих соотечественников. За год в Россию переселились 31500 человек, столько же как за 4 предыдущих года. Мы нацеливаемся госпрограмму продлить.

Нами была продолжена работа по усилению роли субъектов и муниципалитетов в собственном социально-экономическом развитии.

Проведена инвентаризация всех полномочий регионов и муниципалитетов определены те, что оказывают существенное влияние на инвестиционный климат. Выявлен круг полномочий, требующих дальнейшей передачи. Всего в целях совершенствования разграничения полномочий было рассмотрено более 300 проектов федеральных законов. На основе анализа количества территориальных органов федеральных органов власти и их полномочий подготовлены предложения по усилению самостоятельности субъектов Федерации. Так, определен перечень полномочий, предлагаемых к передаче с федерального уровня на региональный. С участием губернаторов рассмотрели возможности усиления роли высших должностных лиц регионов в реализации федеральной политики на местах. Соответствующий проект Указа Президента уже внесен в Правительство.

Считаю, мы близки к созданию реального местного самоуправления, отвечающего задачам развития территорий. Поэтому нами был сделан акцент на анализ развития экономических основ муниципалитетов, их хозяйственной и инвестиционной деятельности. Особое внимание было уделено вопросам формирования имущественного комплекса муниципалитетов, в том числе и за счет высвобождаемого имущества военных городков, благоустройства территорий поселений и районов. Мы также проработали вопросы защиты органов местного самоуправления от излишней контрольной и надзорной деятельности. В этой части подготовлены соответствующие законы. Отдельная работа проведена в отношении ЗАТО – нами подготовлен единый порядок переселения из них граждан.

На фоне этих масштабных мероприятий может показаться мелкой работа по диверсификации экономики моногородов, но она помогла изменить жизнь к лучшему значительного числа граждан. В прошлом году все 335 моногородов завершили разработку комплексных инвестиционных планов. Число моногородов, получивших помощь в финансировании инфраструктурных проектов возросло до 50. Общая сумма помощи достигла 25 млрд.рублей, из них 1,5 млрд. было выделено в 2011 году. Только за прошлый год более 15000 человек получили новую работу. Мы ввели в эксплуатацию автоматизированную систему мониторинга развития и отбора моногородов для оказания финансовой помощи. Приоритет получат проекты стимулирующие создание наибольшего числа рабочих мест, инновационных объектов при обязательном наличии инвесторов и разработанных схем терпланирования. Отдельная подпрограмма по моногородам должна войти в федеральную программу «Региональная политика и федеративные отношения» до 2020 года.

Приоритет следующего уровня – помочь регионам адаптироваться к современным потребностям развития и мобилизовать необходимые ресурсы, сохраняя самостоятельность в выборе средств достижения основных целей. Прошедший год подтвердил состоятельность ключевого инструмента такого подхода - системы оценки эффективности. С 2007 года неэффективные расходов консолидированных бюджетов субъектов по ключевым сферам уменьшились на 115,7 млрд. руб., более 60 регионов снизили их по итогам оценки за 2010 г. Оптимизация бюджетных расходов позволила увеличить заработную плату учителям и врачам, сократить потери в сетях ЖКХ, сбалансировать число региональных и муниципальных госслужащих. Регионы увидели смысл в реальной экономии ресурсов. Стали пользоваться доступной любому и беспрецедентной по объемам базой данных.

В то же время, мы понимаем, методика оценки требует совершенствования. В первую очередь, в части сокращения используемых показателей и максимально полного учета особенностей регионов. Есть разные по деталям подходы, однако считаю, что речь следует вести именно о совершенствовании. Строить новую систему «с нуля» было бы неэффективно. Благодаря существующей системе мы знаем реальное положение дел и ключевые проблемы на местах. Знаем как вести выравнивание уровня экономики и социальной сферы различных регионов при сохранении их мотивации к саморазвитию. Как через точечное воздействие запустить механизмы развития целых территорий.
Нами завершено формирование нового Перечня приоритетных расходных обязательств регионов и муниципальных образований. Он впервые содержит целевые показатели результативности субсидий в части решения общефедеральных задач развития экономики и социальной сферы, проведения структурных преобразований на региональном и муниципальном уровнях. Все субсидии укрупнены - объединены направлениями государственной поддержки. Фактически сделан первый шаг к реализации задачи «1 субсидия» - «1 государственная программа». Теперь решения о сохранении господдержки будут приниматься по результатам целевых показателей результативности.

В сфере межбюджетных отношений в 2012 году нам предстоит поэтапная работа по консолидации субвенций вплоть до объединения в единую субвенцию. Для совершенствования механизмов формирования и распределения субвенций мы наладим мониторинг реализации регионами переданных полномочий и использования субвенций из федерального бюджета. Также продолжим совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, оптимизации механизмов распределения дотаций регионам с наилучшим увеличением налогового потенциала.
Продолжится наращивание поддержки регионов через реализацию федеральных целевых программ территориального развития. В 2011 году из федерального бюджета регионам Дальнего Востока, Забайкалья, Юга России, Калининградской области в рамках этих программ перечислено 74 млрд. 120 млн. рублей на 35,4% больше, чем в 2010 году. В текущем году объем федерального финансирования повысился на 22% до 90 млрд. 340 млн.. При этом мы продлим сроки реализации программ развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также Калининградской области. Это решение обусловлено их эффективностью программ. Их реализация не только укрепляет экономику, но и обеспечивает рабочими местами 6-7% безработных каждого региона в год.

Фактически все направления, которых я коснулся, это фундамент инвестиционной привлекательности регионов и отдельных территорий. Это создание условий чтобы дополнить государственные вложения в регион, город, человека частными.

Мы уже отработали такой подход на отраслях, за развитие которых ответственно министерство. В частности в сфере строительства. Не будет преувеличением сказать: за последние 3 года здесь сделано больше, чем за предыдущие 10 лет, и эта работа приносит отдачу. Отрасль демонстрирует опережающий рост. Объемы строительства выросли за год в 70 регионах. Основа роста - жилищное строительство. Сегодня жилые дома составляют 81% всех построенных площадей. Мы вышли на максимальное с 1990 года число построенных квартир - 788 тысяч! Малоэтажное жилье уже составляет 52% построенного, жилье экономкласса - 42%. Достигнут исторический максимум выдачи ипотечных кредитов. При этом средняя рыночная стоимость жилья снизилась за год с 48 до 43 тысяч рублей за м2. Создан задел на 2012-й год. За год число выданных разрешений на строительство выросло в 1,5 раза. Сейчас в стадии строительства 82 млн.м2. Уверен, в 2012-ом мы увеличим на 7,6% ввод жилья (до 67 млн.м2) и доведем долю жилья экономкласса до 45%. Только за январь рост жилищного строительства составил 21,5%!

Жилищная политика стала еще более социально-ориентированной. В 2011 году улучшили жилищные условия более 200 тыс. человек, в том числе 53000 ветеранов Великой Отечественной, 28300 молодых семей. Появились новые категории – молодые ученые, сельские учителя. В 2012 году полностью обеспечим жильем ветеранов и военнослужащих, уволенных со службы, чернобыльцев, в разы увеличим предоставление жилья вынужденным переселенцам. Причем со II полугодия большинство квартир для госнужд будет приобретаться только на первичном рынке. А в перспективе при реализации обязательств перед гражданами мы хотим перейти к единой субсидии для региона. В этом году также в основном закроется вопрос «обманутых дольщиков». Субъекты подготовили планы мер как решить эту проблему.

Базовым организационным механизмом, позволившим достичь этих результатов, стали региональные программы развития жилищного строительства. В их рамках мы определили инструменты жилищной политики для каждой социальной группы и начинаем работать в формате – «3Д». Доступность жилья через: доступность современных эффективных технологий; доступность земельных участков, обеспеченных инфраструктурой и доступность финансов для производителя стройматериалов, застройщика и покупателя.
В части совершенствования технологий уже обновлено и гармонизировано с европейской системой нормирования большинство СНиПов. В середине года эту работу мы завершим. Внедряется принципиально новая система ценообразования, позволяющая эффективно управлять стоимостью строительства. Устанавливается ответственность членов саморегулируемых организаций за вред от некачественного проектирования и строительства. Наши идеи оказались настолько востребованы, что на базе российского принят техрегламент о безопасности зданий сооружений стран Таможенного Союза.

Заключено соглашение на подготовку востребованных кадров для отрасли.

Ликвидирован целый ряд административных барьеров. С момента получения участка под застройку государство почти полностью исключено из регулирования процесса в обмен на повышение ответственности профессионального сообщества. С апреля заработает институт негосударственной экспертизы, ликвидируя госмонополию в этой сфере.

Началась реализация стратегии развития промышленности стройматериалов. Мы проанализировали дефицит по федеральным округам, посмотрели как разбить локальные монополии. 70% субъектов уже разработали свои региональные программы. За год введено более 400 объектов по выпуску современных материалов. Уже 40% жилья строится по новым технологиям (еще 3 года назад его было всего 20%). Это качественное жилье часто с более низкой себестоимостью. До 2015 года должны довести этот показатель до 80%.

Есть примеры реализации на подготовленных земельных участках крупных проектов за один строительный сезон. В Кемеровской области на участке, приобретенном в мае 2011 года, уже в декабре введены 50 тыс. м2 жилья. Аналогичные примеры в Татарстане, Ханты-Мансийском автономном округе, Белгородской области. В 2012 году такой подход должен стать нормой. Для этого мы планируем объединить все функции по формированию земельных участков для строительства на уровне населенного пункта и превратить подготовку участков в самостоятельный бизнес. Также в прошлом году началась выдача земельных участков многодетным семьям. 7763 участков уже выделено, в текущем году планируем выделить еще не менее 30 тысяч участков.

В части финансов мы ориентируем банковское сообщество на кредитование застройщиков и покупателей жилья эконом-класса. Чтобы уйти от неэффективных механизмов поддержки и содействовать повышению мобильности трудовых ресурсов создаем рынок арендного жилья. Уже реализуются проекты в Калужской, Новосибирской Свердловской, Челябинской областях, Чувашии и Татарстане. Сейчас цель урегулировать законами найм жилья на длительный срок, финансовые и налоговые стимулы его развития.

Эти направления работы заложены в стратегическом документе нового поколения - Госпрограмме «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России», рассматривающей жилой дом не как сумму метров, а место, где хочется жить и растить детей. Все новации мы отработали в ходе реализации глобальных проектов:
- Строительства Комплекса защитных сооружений в Санкт-Петербурге, позволившего прервать историю петербургских наводнений. Величина предотвращенного ущерба, а это порядка 430 млрд. рублей - несоизмерима с затратами на строительство.

- Подготовки к Саммиту стран АТЭС во Владивостоке.
- Реализации Олимпийского проекта в Сочи, которая последовательно ускоряется. В прошлом году введено в эксплуатацию 68 объектов и по 29 объектам завершено строительство отдельных этапов. В этом году введем уже 295 объектов (и их этапов).

Эти постройки не только послужат и после проведения спортивных и политических мероприятий, но и уже заложили условия для развития этих городов и прилегающих к ним территорий на 20 лет вперед.

Однако, строительство без решения вопросов содержания построенного это полдела. Поэтому наша деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2011 году была направлена на повышение эффективности работы отрасли и защиту интересов граждан.

В основном она связана с регулированием деятельности управляющих организаций, установлением их ответственности за работу. Результат есть - недобросовестные компании должны покинуть рынок. За органами местного самоуправления закреплена обязанность проверки их деятельности, обязательности раскрытия информации о работе. Установлена ответственность управляющих организаций и их должностных лиц за нарушение требований о раскрытии информации. В этом году будут приняты стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами, завершено создание системы контроля за управлением жилищным фондом и порядка государственного жилищного надзора. Мы давно выступали за расширение полномочий жилищных инспекций, которые бы позволили вести обследования и коммунальной сферы. Это позволит избежать значительной части трагических случаев, подобных происшедшему накануне в Астрахани.

Увязаны оплата коммунальных услуг и их качество. Мы сделали абсолютно понятную и прозрачную форму платежки. Новые Правила предоставления коммунальных услуг установили четкие параметры их качества. Исключена возможность выставления «13-ой платежки», за ненадлежащее качество услуг предусмотрено уменьшение платы вплоть до нуля и штраф для исполнителя услуги. При этом удалось удержать рост тарифов в среднем по стране в рамках 12%, а не 15% как ставилась задача. В наших планах довести его до уровня ниже инфляции и ввести социальную норму потребления услуг.

За счет Фонда ЖКХ за год улучшены условия жизни 1,6 млн.человек. Мы вместе с субъектами Федерации поддерживаем идею продления его деятельности, но считаю, мы должны искать пути усиления роли Фонда в именно реформировании отрасли. Впервые в российской истории реализована программа ремонта дворовых территорий. Она разгрузила местные бюджеты и улучшила условия проживания 9,7 млн. чел. Думаю, программа не должна остаться единоразовой. Работу нужно продолжить, в том числе и самим регионам.

Улучшившаяся организация работ по подготовке и прохождению отопительного периода позволили стране уже второй год подряд вдвое снизить аварийность, без проблем пройти новогодние праздники. Позиция министерства позволила сформировать резерв передвижных электростанций, мобильных котельных и устройство вторых энерговводов на всех объектах коммунальной энергетики. Такого запаса прочности в России еще не было. И это в условиях серьезных проблем с финансированием отрасли. Снизить финансовую напряженность должна реализация утвержденного Правительством плана по привлечению частных инвестиций в ЖКХ. В его рамках нами предстоит повсеместно разработать программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, пока они приняты лишь в 5732 муниципалитетах.

Поиск новых источников инвестиций заложен и в совершенствование отраслевого законодательства. На прошлой коллегии мы говорили о проблемах развития отрасли водоснабжения и водоотведения. В 2011 году принят закон по созданию цивилизованного рынка услуг в данной сфере. Он четко распределяет функции и ответственность, формирует условия увеличения инвестиций в отрасль минимум вдвое. Кроме того, 24 региона определены получателями субсидий в первый год реализации ФЦП «Чистая вода». В этом году мы сделаем акцент на ограничении потерь воды в сетях. Постепенно сфера водоснабжения перестает быть самой проблемной в коммунальном хозяйстве. В текущем году мы продолжим развитие отраслевого законодательства в сфере теплоснабжения, водоснабжения и утилизации отходов.
Пути развития отрасли, как и других сфер нашей компетенции, нам понятны!

Уважаемые коллеги!

Каждый раз, выступая на итоговой коллегии, я сталкиваюсь с проблемой как за 20 минут рассказать даже о самых основных вещах, сделанных за год. За сухими цифрами теряется индивидуальный вклад сотрудников министерства. При этом интенсивность работы возрастает. За год мы сократили штат на 5%, однако, увеличили объемы сделанного.

В 2011 году принято 27 федеральных законов, 24 постановления и 23 распоряжения Правительства, подготовленных Министерством. Число принятых законов, разработанных Минрегионом каждый год увеличивается минимум на треть.

Документооборот вырос за год на 12,8%, прошлом году мы обработали 247 тысяч документов. На каждого сотрудника в среднем пришлось 317 документов. За последние пару лет эта нагрузка увеличилось в 1,5 раза. Конечно, помогают современные технологии. Так, число документов поступивших через систему электронного обмена увеличилось в 5 раз.

Однако, главное, считаю, в том, что министерство заработало имидж партнера, которому можно доверять. Повысилось доверие со стороны граждан. Доля их обращений в общем числе поступающих документов достигла 28%, увеличившись за год на треть. Люди верят, что обратившись в Минрегион можно рассчитывать на решение конкретных проблем. Представители регионов, муниципалитетов, общественных объединений стали более широко участвовать в работе совещательных и коллегиальных органов Министерства.
Мы повышаем оперативность финансирования государственных обязательств. Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 298 млрд. рублей или 99,9% от годовых бюджетных назначений. Третий год подряд Минрегион входит в тройку лучших федеральных министерств по исполнению бюджета. В этом году мы поставили перед собой задачу обеспечить большую равномерность исполнения назначений.

В целом считаю, мы серьезно продвинулись в деле создания системы взаимодействия, основанной на единстве государственных интересов и доверии, которая позволяет более эффективно использовать возможности государства и общества, защищая интересы каждого гражданина. 2011 год стал для регионов России годом стабильного развития. Рост промышленного производства в среднем увеличился на 4,7%, он отмечен в 73 регионах, причем почти 60 превысили докризисный уровень, инвестиции выросли в 66 субъектах Федерации в среднем на 8,3%. Безработица снизилась в 78 регионах. Мы должны закрепить эти тенденции, используя все доступные инструменты. Считаю, у министерства регионального развития есть понимание как это сделать. 

 

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!