Жизнь Деревянных Людей - Ольга Севан

Ассоциация Деревянного Домостроения в рамках проведения первой национальной премии "Философия дерева" начинает серию интересных репортажей о жизни и деятельности членов жюри Премии – «Жизнь Деревянных Людей (ЖДЛ)».

пиломатериалы

 Философия дерева - это одно, а практика продаж пиломатериалов - другое. Так считают в компании Лес-снаб. Компания «Лес-снаб» стоит практикой на службе у ценителей качественной и натуральной продукции. В компании отмечают, что спрос на изделия из дерева будет расти, несмотря на то, что появилось множество искусственных материалов для строительства. Но ни одно из таких изделий не сможет заменить натуральную древесину.

Ольга Севан, кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник Института культурного и природного наследия, член ИКОМОС (Комитет по историческим городам и селам и Комитет Народной архитектуры), член Европейского Совета по селам и малым городам - ЕКОВАСТ  и Ассоциации европейских музеев  под открытым небом, Заслуженный работник культуры. Автор генплана и проектов секторов и жилых домов музея «Малые Корелы», генплана Музея деревянного зодчества Вологодской области, пяти монографий, 150 статей, изданных России и за рубежом,  отв. редактор 20 сборников статей. Руководитель и участник социокультурных проектов и исследований по развитию малых городов и сел и пр. www.ecovast.ru/sotrydn.ht


Что привело меня в сферу деревянного домостроения? А шире - в исследование и проектирование сооружений деревянного зодчества и  строительства. Немного воспоминаний...

В жизни каждого человека, когда он оборачивается назад, в прошлое, всегда найдется кто-то и что-то, оказавшие значимые влияния и изменения на его жизнь. И только на расстоянии мы начинаем понимать, осознавать и благодарить людей, родных и друзей, за тот опыт, что они нам преподали, за ситуации, которые повлияли на весь последующий ход жизни. 

Я оказалась в МАРХИ после математической школы как мне казалось в тот период,  вообще-то случайно… хотя я и посещала подготовительные курсы и пр. Но учитывая, что мой отец был архитектором, учеником И.В. Жолтовского, и в этой мастерской я провела своё детство, а позже и дружила с некоторыми из коллег отца, то этот выбор, как мы понимаем, не был случайным. А уже позже, когда я училась в архитектурном институте, в уникальном букинистическом магазине, который был на 2м этаже «Метрополя», куда я систематически захаживала и, экономя деньги от обедов, покупала там какие-то книги. И вот там-то я присмотрела редкий по тем временам том М.Красовского «Курс истории русской архитектуры», 1916 г. издания. И именно эта книга открыла для меня деревянную русскую архитектуру, уже  позже были И.Грабарь, А.Бобринский, К.Романов и другие. В результате чтения книг, просмотра с большим интересом множества очаровательных фотографий храмов и домов, потрясающих воображение пространств и улиц,  портретов церковных наивных батюшек и фигур в разных одеяниях девушек, стариков и детей, как и на сегодня уже не существующих деревень и  ландшафтов. И бредила во мне мысль  всё это увидеть и пожить во всём этом... Наивная я была, как потом выяснится.

И к счастью, именно после моего третьего курса в 1968 г. Министерство культуры РСФСР объявило о начале работ по Своду памятников истории и культуры. И мною, совсем молодой студенткой (смешно сегодня вспоминать!?) была организована одна из первых экспедиций, куда входило четыре парня, мы отправились «в романтическую неизвестность» - в Вытегорский район Вологодской области. Что это было за время!? Молодость, наивное представление о том, что хотелось увидеть в старых книгах, а… в реальности все было иначе. Заброшенные деревни, покинутые дома, еще действующие и охраняемые бабушками деревянные часовни на местных кладбищах, захламленные и уничтожаемые на наших глазах церкви, их окна забитые большими иконами из иконостасов,  бездорожье, пыль…. И удивительные северные люди. Именно они и помогали всю мою последующую жизнь переживать все невзгоды во время многочисленных экспедиций: отсутствие гостиниц, столовых, транспорта и просто еды...

Во время работы над дипломом, который стал результатом всех моих поездок на Русский Север, я пришла на консультацию к Б.В. Гнедовскому, который уже был известен в сфере реставрации деревянной архитектуры.   А в начале 1974 года, уже после того, как, а я уже несколько лет как закончив институт, Борис Васильевич предложил мне работать в мастерской по реставрации памятников деревянного зодчества!!! И моя деятельность в ней продолжалась с момента ее возникновения и до 1986 года.  Сегодня уже очевидно, что это был звездный период творческой мастерской, специализирующейся не столько на отдельно стоящих «деревяшках», сколько на музеях под открытым небом, о чем я писала ранее [1].

  И глядя назад, становится очевидным, что эта мастерская и была нашей школой, где  получали образование под руководством бессменного ее руководителя. Именно при нем территория обследованных и реставрируемых памятников была огромна: Архангельская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Пермская, Ульяновская и другие области, изучался и  Кавказский регион.

С самого начала прихода в мастерскую я работала над музеем деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском, а позже и музеем Вологодской области, которые стали реальным воплощением моих дипломных и последующих исследований памятников и жилых домов Русского Севера. Этот музей рассматривался в качестве экспериментальной базы для действенных форм адаптации культуры. Это не только охрана культурного наследия, презентация его образцов, но и включение их в современную жизнь. Важно  распространять наследие, в восстановлении некоторых традиционных форм строительной и ремесленной культуры, ныне утерянной. 

Последний вариант генерального плана музея был утвержден нами с Б.Г. в 1975 году. Начиная с этого времени, мною разрабатывались проекты секторов как самостоятельных «искусственных» моделей поселений. В тот же период началась работа над методическими принципами и научным обоснованием его формирования, которые затем легли в основу проектирования и строительства не только музеев, но и отдельных исторических поселений. На территорию в 75 га были перевезены более двадцати характерных типов жилых домов из разных историко-культурных регионов Архангельской области. В настоящее время в музее можно видеть более 120 памятников культового, хозяйственного назначения, малых форм и жилища.

Поэтому, отвечая на вопрос о самом ярком проекте по строительству или обустройству с использованием древесины, то конечно я говорю об этом музее. И не только потому, что я лично, в качестве главного архитектора проекта и со своими коллегами его проектировала и строила (хотя и по этому, что уж лукавить). А поскольку в нем заложена научная база исследования и анализа сооружений одной из огромных территорий России, исходя из её регионального своеобразия[2]. Позже это стало основой исследований и социокультурного проектирования не только сохранения, но и развития  российских поселений, уникальных ландшафтов и духа места. Всё это  можно обнаружить и в малых городах и в исторических центрах крупных, если изучать и сохранять  культуру и идентичность населения.

Отвечая на вопрос: «Возможно ли создать /построить здание, отвечающий всем потребностям современного человека и при этом функционально не нарушающим природный баланс» говорю – да. Но это возможно, используя опыт предков, учитывая климат, в котором мы живем (а он как различен и бывает ой как жесток!), историю и самобытность и этничность населения, его  культуру, сохранившиеся традиции (которые в 20 веке планомерно уничтожались), как основу поддержания наследия и ландшафтов. При этом не стоит забывать о тех модернизационных процессах, происходящих в мире. Мы живем в глобальном пространстве, в Интернет, в мировом рынке и пр.  Но это не значит, что стоит забывать наши корни, кто были наши отцы (см. мои первые строки), которые таки влияют на наш собственный  образ жизни. Наконец, нам всем дана возможность рефлексии и выбора. Можно продвигать то лучшее, что есть в своей родине (да, это не просто), а можно взять уже то, что создано кем-то и оно, несомненно, имеет успех и признание в мире. Но можно и или должно, понимая, где мы сегодня. 

И рассуждая о  том, какие направления/технологии наиболее перспективны в деревянном домостроении сегодня и какие из них могут выйти на первый план в будущем, отвечаю. Что только те из них, которые будут проверены временем, оно станет мерилом перспективности, а также важно признание населения. Конечно же, оно разное по своим стратификационным основаниям, по образованию, доходам и пр. Но постепенно вкусы людей меняются, взгляд на окружение, в сравнении с европейскими образцами, понимание того, что «там красиво, а у нас?» - срабатывает. Топ- архитекторы, привлекаемые пока только богатыми заказчиками, несомненно станут востребованы в исторических городах, центрах важных сельских мест, может быть и не сегодня, но уверена, что скоро. И предлагать в таких местах придется те технологии и образцы, которые соответствуют данной местности и корреспондируются с ней. В разных экспериментальных местах, в дачных или коттеджных поселках, жилище может иметь разные формы и технологические новости, но с оглядкой на региональное своеобразие местности и ландшафт. Сложная задача. Согласна.

А «Философия дерева», я же говорю о «Культуре дерева», что видимо, понимается в каком-то близком контексте, обсуждалась нами многократно как на конференциях, так и на семинарах. Последние годы это проводится 21 марта –  Международный День дерева (ООН, 1971 г.). Сегодня леса занимают около трети территории земли, но их площадь неуклонно сокращается. Тема леса поднималась на Берлинском кинофестивале в 2011, где была представлена книга  «Holy Wood». Ее послание авторы формулируют так: не мы обычно защищаем деревья - деревья защищают нас. Но и ее название не случайно. Помимо непосредственной связи с киноиндустрией применительно к данному мероприятию, подобное название - это полемика с американским Голливудом, чаще всего далекого от идей охраны природы.

 «Суперзатратность, избыточность, экстравагантность, изобилие, богатства, «звезды» и…пластик, искусственность, поддельность. Этот современный символ рога изобилия использует все мифы нашего мира...  При этом и он использует образ Дерева как основы жизни и энергии, что видно на примере одного из самых экономически успешных фильмов, «Аватара» Джеймса Кэмерона. Проект «Holy Wood»  - попытка установления новых стандартов, как в реальной практике промышленного использования дерева, так и в его культурном освещении. В то время как Голливуд пытается завоевать мир, проект Holy wood  стремится принести мир всем нам» [3]. И помимо «живой» инсталляции в берлинском парке «Holy Wood»  предлагал несколько виртуальных лесных экскурсий по разным странам мира.

Сегодня, как никогда необходимо  рассматривать «дерево, как предмет культуры», его роль в историческом и современном развитии разных стран.  Многие исследователи, литературоведы, философы, искусствоведы и архитекторы  и др. обращались к теме «дерева» по разным направлениям, анализировали ключевые концепты «дерева» в культуре и его культурологическое значение. И не случайно. Действительно, дерево жизни с одной стороны воплощает космическую сущность жизни, а с другой представляет  структуру вселенной. Факт, что его крона находится в небе, а корни уходят глубоко в землю, позволяет понять его символичный смысл как органический синтез иерархии самой жизни.  Но «культура дерева» - это широкий контекст и подходы к этому предмету необходимо рассматривать как части жизнедеятельности и особенностей населения страны. Представляется, что доступное, экологичное, энергоэффективное жилье из дерева могло бы стать также одной из важных тем, способной объединить деятельность  многих разрозненных организаций на межведомственном уровне. 


[1] «Воспоминания о юности в реставрации», «Музей», 2014, № 8, 56-62

[2] Ольга Севан. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология проектирования и современное состояние». М., 2012.

[3] Ludwig Berndl, Soren Harms, Jost Kaiser, Bruno Pischel, Cord Riechelmann. 2011 «Holy Wood», ENTEGA 

 

Яндекс.Метрика
Позиция: debug
Стиль: none outline