Строительный инструмент: мнимое импортозамещение

На недавней выставке оборудования и инструментов Mitex 2014 (Москва, «Крокус») было на что посмотреть: от воспетого в рекламе перфоратора до мини-трактора. Но внимательный зритель всегда обращает внимание не на ассортимент, а на тенденции. 
На недавней выставке оборудования и инструментов Mitex 2014 (Москва, «Крокус») было на что посмотреть: от воспетого в рекламе перфоратора до мини-трактора. Но внимательный зритель всегда обращает внимание не на ассортимент, а на тенденции.
Одна из таких тенденций – модное (и теперь во многом вынужденное) импортозамещение. Казалось бы, тут есть где развернуться отечественным производителям. Пусть сложная техника нам не по силам, но уж перфоратор-то мы освоить можем! 
Первые впечатления, действительно, показались позитивными. Так, популярностью у посетителей выставки пользовался стенд Лужского абразивного завода в Ленинградской области. Завод производит не только абразивные круги разного диаметра, но и сопутствующую продукцию (наждачную бумагу, шкурки и расходные материалы). Часть продукции уходит на экспорт, и это выглядит очень отрадно… по сравнению со всем остальным рынком.
 
Поток импорта в Россию (для примера, в части тех же абразивов) огромен и растет с каждым годом. Так, по данным Росстата, в РФ ежегодно поставляется до 14 млн кг абразивной продукции, в том числе (примерно поровну) отрезные абразивные круги и круги шлифовальные. 
Сами представители Лужского завода, кстати, говорят: чтобы полностью удовлетворить потребности России в абразивной продукции, нужно около 122 млн абразивных кругов в месяц, при этом их завод выпускает 32 млн (четверть рыночной потребности). Причем предприятие способно увеличить мощности на 15-20%. Но вот тревожный фактор: для выпуска абразивов необходимо спецсырье – органические смолы, например. Они производятся в Европе, и если их тоже коснутся санкции, то программа импортозамещения, что называется, упрется сама в себя.
 
А ведь доля импортных комплектующих в российском инструментальном производстве весьма велика. Скажем, когда эксперты попытались выяснить, какая часть в продукции известной отечественной марки «Калибр» — чисто российская, выяснилась печальная вещь: не только комплектующие, но и сама сборка уже давно имеет иностранный акцент. У «Калибра» есть небольшие производства в Ижевске и Перми, которые выпускают кое-какое прикладное оборудование, но основные производственные мощности размещены, конечно, в Китае. 
 
Там же – в Китае и на Тайване – производится основная часть продукции других «условно отечественных» инструментальных марок: «Интерскол», «Энкор», «Центроинструмент» и так далее. И при этом (по свидетельствам очевидцев) некоторые из этих фирм продолжают гордо писать на своих выставочных стендах «Сделано в России».
 
Конечно, размещение производства в Китае объясняется экономическими причинами, да и квалификация у китайских рабочих (как признают наши заказчики) повыше, чем у наших. Себестоимость инструментальной продукции получается намного ниже. Мало того: говорят, что в Китае нашим заказчикам предоставляются весьма льготные условия ведения бизнеса – вплоть до перерегистрации фирм, – поэтому размещать там заказы стало еще выгоднее.
 
Выросший курс доллара и евро может убить «белый» импорт – но, скорей всего, даже поспособствует «серому» производству. А значит, Поднебесная Империя и ее рабочие руки получат новые заказы. Может быть, когда-нибудь и условия ведения бизнеса и на нашей родине станут приемлемыми, и производители потянутся обратно – но пока что рассчитывать на это не приходится. Сколько волн кризиса мы сможем пережить – отдельный вопрос, и ответ на него нужно искать уж точно не на выставке строительного инструмента.
Автор/источник - Егоров Александр Альбертович/http://estp-blog.ru/
 
Автор/источник - Егоров Александр Альбертович/http://estp-blog.ru/
 
Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!