Индустриальное домостроение и архитектура - есть ли компромиссы?

С современными быстровозводимыми технологиями связывается множество надежд на строительство недорогого массового жилья. Конвейерные производственные линии российских заводов, оснащенных импортным оборудованием, позволяют выпускать типовые дома, а, как известно, любое серийное стандартизированное производство всегда дешевле, чем штучный товар. Однако с термином «недорогое жилье» связано множество опасений потребителя, в частности, бытует мнение, что отличительная черта недорогого дома – это незамысловатость его архитектуры.
Индустриальное домостроение и архитектура - есть ли компромиссы?
Вместе с тем, современные индустриальные подходы на примере автомобилестроения и производства мебели говорят нам о том, что эстетику можно сочетать с низкой ценой. На вопрос, возможно ли это в архитектуре загородного домостроения, пытались ответить участники дискуссионного клуба «Архитектура загородного дома: эстетичность против экономичности», который прошел в рамках деловой программы Подмосковной выставки готовых домов «Свой дом».
 
Мероприятие было организовано компанией «ТКДом Гатчина» при поддержке Ассоциации деревянного домостроения (АДД) и состоялось в Санкт-Петербурге в преддверии нового года.

Дискуссия четко обозначила существующий на рынке трехсторонний конфликт: заказчик-архитектор-потребитель. Потребитель в этой ситуации выступает заказчиком отношений производитель-архитектор, и во многом именно эти отношения сегодня являются камнем преткновения. Когда архитекторы позиционируют себя как свободные художники, не ограничивая себя в средствах самовыражения, производитель или девелопер, выступающий заказчиком, диктует свои условия, чтобы на выходе получить минимальную себестоимость и максимальную маржу. «Мне нужно «отжать» застройщиков и при этом, чтобы продать, нужно сделать красиво, а не строить типовые дома как на целине» - отметил Александр Гаврюшенко.
Архитекторы при этом говорят о том, что им до сих пор не ставил никто четких задач с очерченными параметрами и упрекают самих производителей в неготовности к эффективному сотрудничеству. Как заявил Владимир Тарасов, руководитель архитектурного бюро «Альфа-план»: «Большая производственная компания не готова сама под себя заказать проекты домов. Выбирают проекты бесплатные или размещение в свободном доступе. При этом совершенно не могут гарантировать соблюдение авторских прав».
 
Современные архитектурные решения должны учитывать все нюансы. Даже энергетическую составляющую проекта. Тот же самы стабилизатор иногда просто необходимо разместить дома. Все мы привыкли к перепадам энергии, но приборы к ним не могут привыкнуть на все 100% - поэтому  стабилизаторы и  используют для предохранения восприимчивых к перепадам напряжения приборов. СЕгодня парк техники все расширяется - холодильники, телевизоры, кондиционеры, обогреватели. Ограждать электрооборудование надо не только  в пределах городской квартиры, но и на дачах (что может быть даже важнее). Современные дачные участки не могут дать  качество электрических линий - оно оставляет желать лучшего. В такой ситуации необходимо выбрать стабилизатор напряжения для дома - он станет лучшим помощником в хозяйстве. Задача архитекторов и проектировщиков подумать об этом вопросе заранее и вписать стабилизаторы гармонично в архитектуру дома.

Генеральный директор компании «ТКДом Гатчина» Александр Водовозов поделился своим неудачным опытом работы с архитекторами и отметил неразрешимость существующего конфликта: «Нам не удалось разработать проект, который бы был недорогим и эстетичным. Работали с мастерскими, студиями, бюро, но всегда есть конфликт между архитектором, который хочет сделать красиво и заказчиком, который хочет сделать дешево. При условии низкой цены дом все равно остается коробочкой с двухскатной крышей. Наш опыт показал, что рынок не готов покупать такие коробочки».

Николай Алексеев, редактор журнала «Каталог проектов» упрекнул архитекторов в том, что они не знают возможностей современных строительных технологий: «На примере проектов из газобетона 80% проектов подлежат кардинальной переделке, иначе дома получаются золотыми». А потому производителям приходится делать ставку на видение конструкторов, для которых вопрос эстетики стоит далеко не на первом месте. «Производитель, сталкиваясь с девелопером и заказчиком, получает в первую очередь задачу просчитать задание по конструктиву, и только потом задумываются об эстетике» - заметил Алексей Алексин, директор по продажам компании «Финфорест».
В защиту архитекторов Александр Водовозов посетовал на ограниченность в средствах, а именно дефицит и дороговизну материалов: «Взять, к примеру, дом, где 16 колон и 8 балконов. Эти колонны в Америке стоят 100 долларов за погонный метр, и они из пластика, а у нас это совсем другие материалы и цены, мы резные наличники для одного своего проекта найти в Питере не можем».
Справедливости ради участники увидели также проблему и в менталитете самих потребителей. По оценкам Николая Алексеева, 2/3 потребителей сегодня тяготеют к нестареющей классике, 1/3 уже готова экспериментировать, и лишь у незначительной части потребителей начинает формироваться вкус к рациональной европейской архитектуре. Как отметил Максим Красненко, компания «Кивинапа»: «Мы не умеем выбирать дома. Автомобили уже научились покупать, а дома еще нет. Представление о красивом доме у нас сформируется не раньше чем через 1-2 поколения». Олег Панитков, директор по развитию ЗАО «Велюкс» и член Правления АДД, отметил, что проект дома следует рассматривать не просто с архитектурной точки зрения, но в разрезе 7 лет по формуле, позволяющей посчитать истинную цену дома по прошествии времени с учетом стоимости его эксплуатации и морального устаревания. Однако, участники пришли к выводу, что это задача завтрашнего дня, к решению которой мы созреем после того, как будут решены проблемы сегодняшние.
Александр Черных, генеральный директор АДД заметил, что в европейских странах и Японии люди тяготеют сегодня к минималистичной архитектуре, больше уделяя внимания внутреннему убранству дома и планировкам, а главное окружению, в которое вписан дом. В этом случае даже самая простая архитектура смотрится благородно. У нас же пока налицо разношерстность, «шанхай» и китч, а технологиям и внешней среде здесь уделяется куда меньше внимания. В результате выбор потребителя сегодня ограничивается внешним видом дома, а не его удобством для жизни, и в этом заключается основная проблема. Нам необходимо решить задачу комплексного освоения территорий, в первую очередь в муниципалитетах, а также силами девелоперов, создающих концепции поселков – не просто нарезать участки и огораживать заборами территории, а создавать в первую очередь среду обитания. В этом смысле, по мнению Александра Черных, нам бы следовало вспомнить свои традиции: «Русская архитектура всегда занимала должное место в мировой культуре зодчества» - отметил он.
Так или иначе, архитекторы выражают свою готовность сотрудничать с производителями и девелоперами в поисках компромисса. И родится он в том случае, если в дополнение к архитекторам-художникам появится поколение архитекторов-конструкторов, будут созданы разумные планы комплексного освоения территорий, девелоперы будут ставить нужные задачи и объединять для их решения усилия многих профессионалов, а потребители повысят уровень своей культуры в выборе домов.
В заключение, Виталий Вдовин, руководитель проекта выставки «Свой дом», компания MOZAIK Development, отметил, что именно для продвижения архитектурной и инженерной мысли служат постоянно действующие выставки домов, где одновременно развернуты площадки для взаимодействия множества профессионалов, для обучения специалистов и частных застройщиков, и для демонстрации самому потребителю возможностей современных строительных технологий и архитектурно-планировочных решений.
 
 
Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!