Featured

Важно мыслить на перспективу

Сергей Петрович Щетников – депутат Государственного Совета Чувашской Республики по Заводскому одномандатному избирательному округу № 13 (г. Чебоксары). Член Комитета Госсовета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам и Комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии.

Родился в 1970 году в г. Ахтубинск Астраханской области. Окончил Московский авиационный институт, специальность «Экономика и управление в машиностроении». После вуза работал на ответственных руководящих должностях в Астрахани, Москве, Казани, Ивановской области. С августа 2009 года – исполнительный директор ОАО «Промтрактор» ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы».

– Сергей Петрович, вы в Чувашии сравнительно недавно, с 2009 года. Должность высокая – тракторный завод в республике самый крупный. В декабре прошли в парламент. Конечно же, многим интересно узнать, что вы за человек...

– Родился я в изумительный день, 1 января, и люблю свой день рождения, потому что не надо специально к нему готовиться, все его отмечают. Для меня примером всегда был отец, офицер госбезопасности. Он воевал в Афганистане, в 1979-м участвовал в штурме дворца Амина. С детства вращаясь в среде офицеров, другой профессии, кроме военного, я для себя не представлял, но не стал поступать в военное училище из-за зрения. Еще когда учился в классе 7-м, отец сказал, что на оперативную работу попасть не смогу. Это было катастрофой, ведь я мечтал о высшей школе КГБ. Случайно узнал об офтальмологе Святославе Федорове, который творил чудеса. Увидел статью, где рассказывалось о мальчике, которому восстановили зрение после травмы, полученной во время игры в футбол. Написал Федорову письмо, что рушится вся моя жизнь. Был ответ, но операцию так и не сделали: врачи не рекомендовали, родители страховались. Тогда встал вопрос, куда же пойти после школы. Я точно знал, что в Астрахани мне будет «тесно», натура требовала большего. Поэтому решил ехать в Москву. Для выбора будущего вуза проанализировал специальности, которые считал востребованными в ближайшие годы. Отметил вузы и полтора года штудировал математику и физику, чтобы не просто поступить, но еще и общежитие получить. В итоге выбрал Московский авиационный, который был ближе по духу. Поступать было сложно, хотя школу окончил с серебряной медалью. Выдержал конкурс, получил место в общежитии. А дальше – пять незабываемых лет учебы.

В общежитии была лучшая молодежь из разных городов – студенческое сообщество, где мы до утра спорили, дискутировали об афганской войне, горбачевской реформе... Это было время активного развития и формирования личностных качеств. Я понял, что такое сильное окружение, конкуренция, команда, а также то, что могу вести за собой. (Хотя лидерские задатки появились еще дома – был активным с детского сада).

В институте пришла и первая любовь. Девушка была москвичкой. Когда я приходил в ее дом, не покидало ощущение, что меня рассматривают как претендента на квадратные метры. Тогда пообещал себе, что заработаю на жилье в Москве. Наши отношения вскоре закончились, а любовь более серьезная пришла позже и перешла в семейные отношения.

После учебы хотел остаться в Москве, но в 1991 году ушел из жизни отец. Он два раза был в Афганистане, вернулся, но болела ушибленная во время боевой операции нога. Стали греть, а было нельзя. Ногу ампутировали, но метастазы пошли дальше. Когда он в бреду кричал: «Прикройте, уберите детей...» – я пытался осознать, что же такое Афганистан, но понял, что человеку, не побывавшему «за речкой», понять это невозможно...

После института поехал домой, к маме, стал работать в администрации Астраханской области, но быстро понял, что работа чиновника – это не мое и ушел в частный бизнес. А через некоторое время вернулся в Москву. И начал все с нуля, с поиска работы в газете. Первой должностью был менеджер по продаже бытовой техники. У меня хобби практическая психология, увлекался Карнеги. И он помог мне в работе. Быстро определял платежеспособные города, компании, людей, принимающих решения, строил с партнерами доверительные отношения. Появились хорошие результаты, и я стал подниматься по карьерной лестнице. Потом стали приглашать на руководящие посты в управляющие компании. Столкнувшись с производством, понял, что мне это ближе. Тут есть реальный продукт. Вскоре пригласили в Казань возглавить ОАО «Хитон». Помню, завод был чисто советским, им долго управлял один человек, в машбюро печатали на машинках...

Мы с женой перебрались в Казань, там родилась дочь. Работать было интересно. Многое делал самостоятельно: формировал команду, определял поставщиков, какую продукцию выводить на рынок, какое менять оборудование. И завод за три года сделал скачок. Но дальше без вложений развиваться было невозможно, а понимания со стороны собственников в этом направлении не нашлось.

Вернулись в Москву, где я получил предложение возглавить текстильный комбинат в Ивановской области, который, можно сказать, тоже «лежал на боку». Согласился. Менял структуру, оптимизировал технологические процессы, закрывал нерентабельные производства, создавал новые... В итоге комбинат поднялся, вышел на «точку безубыточности».

Как видите, до тракторного завода в Чебоксарах успел поработать и в химической отрасли, и в текстильной. Специфика же бизнеса везде одна: снижение расходов, повышение доходов, формирование положительного финансового результата. Я стараюсь предвидеть, где предприятие должно быть через пять лет и выстраиваю свои действия таким способом, чтобы туда его довести. Вообще, мы не просто выпускаем и продаем тракторы. Мы продаем положительные эмоции, возможности машины, которая поможет сделать площадку, добыть уголь, проложить нефтепровод...

– Как получилось, что вы сегодня в Чебоксарах?

– После Иваново был небольшой опыт работы в трубной отрасли в Москве, а летом 2009 года пригласили в концерн «Тракторные заводы». Передо мной сразу же поставили четкую и ясную задачу – повысить эффективность предприятия.

Мне повезло, что выпала возможность работать в команде ярко выраженного лидера Михаила Григорьевича Болотина. У него видение на десять лет вперед, есть чему учиться.

– Что показали эти два с половиной года вашей работы на заводе?

– Начинать пришлось с оптимизации. Завод был большим и неповоротливым, тяжело вписывающимся в жесткие требования рыночных отношений, а нужно было сделать гибкое динамичное клиентоориентированное предприятие. Перекраивали структуру. На 1 января 2009 года работало 7100 человек. Сейчас – 3500. А объемы можем делать почти те же, и есть возможность их увеличения. Мы по выработке на одного рабочего фактически превзошли докризисные показатели. Зарплата средняя возросла. На заводе сегодня у станка можно зарабатывать и 15 тысяч, и 50. Мы создаем условия, чтобы человек мог работать не на одном станке с ЧПУ, а на двух-трех. На заводе есть центр подготовки и переподготовки персонала по 56-и направлениям. В 2011 году организовано обучение 2045 сотрудников, переобучено 919 рабочих.

Налицо инновационная деятельность предприятия. Прежде всего, разработка и освоение новых видов продукции (экскаваторов, телескопических погрузчиков, фронтальных погрузчиков и т.д.) выпуска новых модификаций, а также – новая линия порошковой окраски, периодическая реструктуризация главного сборочного конвейера, проекты по роботизации сварочного производства. Организован региональный центр производства трансмиссий. Запущено производство сельскохозяйственных тракторов. Техника отгружается по России, СНГ и в страны дальнего зарубежья.

Мы сотрудничаем с Чувашским госуниверситетом (будущие инженеры проходят у нас практику), а также со школами (у выпускников, попадающих в цеха, появляется понимание современного производства).

– И все же, согласитесь, ситуация малоприятная?..

– Ситуация была такая: либо завод был бы вынужден долго и тяжело выходить из кризиса, либо оперативно перестроиться и сохранить свою долю рынка тяжёлых промышленных машин в СНГ и Дальнем зарубежье. Что мы и сделали. Да, было очень тяжело: 800 человек были переведены на «Промтрактор-Промлит», часть перераспределена по Концерну, с некоторыми пришлось расстаться. Сегодня у нас работоспособное, динамичное предприятие, ориентированное на рынок.

В заводском округе, где я выдвигался, много людей, которые работали на «Промтракторе» сами или их родные, знакомые. На встречах я объяснял им причины вынужденной реструктуризации предприятия, и многие люди искренне понимали и поддерживали меня. Главное – это результат, и что по прошествии сложного периода завод работает, люди возвращаются после смены домой и знают, что завтра они снова смогут вернуться на свои рабочие места. На сегодняшний день у нас лучшее предприятие в России и СНГ в области производства тяжелой промышленной техники. Мы уже наращиваем обороты и будем брать специалистов под увеличивающиеся объемы. Если люди готовы работать, мы принимаем и даем возможность развиваться. Но, отмечу, я никогда не даю рыбу, я даю удочку. В прямом и переносном смысле.

– Откуда решение идти в парламентарии?

– Это было не мое решение, я – производственник. Два года назад возглавил Региональное отделение Союза машиностроителей России. Именно машиностроители приняли решение, что в парламенте кто-то должен отстаивать их интересы.

Многие не верили, что я пройду. Когда впервые появлялся перед людьми, на лицах, знаете, будто читалось следующее: «Кого бы не выбрали, лучше не будет». Но если бы я не считал, что депутатство это часть меня, никогда на это не пошел бы. Прежде чем за что-то браться, я всегда анализирую ситуацию, взвешиваю все «за» и «против».

– Одержать победу все же удалось. Как думаете, чем привлекли избирателей?

– Скажу так. Во-первых, единодушная поддержка коллектива завода. Во-вторых, у меня была сильная команда. Кроме того, сыграли, наверное, роль определенная личная харизматичность и желание донести себя до каждого человека. Я проводил по 6-8 встреч – с врачами, педагогами, пенсионерами. Недели за 2–3 в ДК Тракторостроителей собрались более 1000 человек, это была встреча « В кругу друзей». Я час разговаривал с избирателями. Люди просто задавали вопросы. Любые. Привлек, думаю, и тем, что везде, где бы ни трудился, показывал результаты.

Значимым мероприятием был вечер, посвященный 20-летию регионального отделения союза ветеранов Афганистана. Моей семье в память об отце вручили орден от Союза афганцев. Кстати, «афганцы» меня поддержали, большое им за это спасибо.

Я беспартийный, хотя вхожу во фракцию «Единой России». В меня люди верили, как в человека, который представляет интересы машиностроителей. Сегодня задача – оправдать доверие.

- С какими вопросами люди обращались и сейчас приходят в приемную депутата?

– Вопросов много. Основной, который будет мною поднят перед Госсоветом – это включение почетного знака «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» в число наград, дающих звание ветерана труда. Снижение трудового стажа до 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин для установления звания «Ветеран труда», а также вопросов, касающихся льгот ветеранам труда. Много проблем от избирателей об управляющих компаниях, которые что-то обещали, но не сделали или сделали плохо.

– Испытали ли удовлетворение от того, что кому-то помогли?

– Помню, осенью в сквере напротив магазина «Волна» жильцы попросили отремонтировать «качели-жирафы», а у самих в глазах слезы стоят, эти качели давно уже стали местной реликвией. Я ничего не обещал, пригласил специалистов с завода, они посмотрели, разобрали и восстановили. Приехал проверить, увидел девочку, которая бежала и радостно кричала: «Бабушка, жирафов отремонтировали...». И на душе теплее стало. Помогли многодетной семье Герасимовых, в которой в октябре родилась тройня, переехать из комнаты в общежитии в квартиру. Решены многие жилищно-бытовые вопросы в домах округа.

С ноября до сегодняшнего дня поступило 200 обращений. Наиболее частые – ремонт подъездов, дорог, благоустройство детских площадок, дворов, парковка транспорта. Есть вопросы о незаконной продаже алкогольной продукции, самогоноварении, социальные.

Для их решения работаем с органами власти, ТОСами. Уже выполнено более 30 вопросов.

Многие приходят в приемную с финансовыми проблемами, думают, раз депутат – много денег. Где действительно необходимо – мы решаем: находим спонсоров, помогаем от предприятия, где-то вкладываю лично я. Конечно, все материальные вопросы решить не получается. Но любую проблему, которую могу попытаться решить, пытаюсь решить. Отправляем депутатские запросы, делаем анализ ответов. Стараемся ко всем обратившимся относиться с душой.

– Оцените свежим взглядом работу нашего парламента...

– В парламенте не хватает немножко остроты...

– Считаете, что достигли в жизни своей вершины?

– Нет, конечно. Моя производственная карьера идет по спирали. Заводы с каждым разом становятся все масштабнее. Я не считаю, что это последнее производство, и что уровень депутата для меня планка. Но тот опыт, который получаю, как руководитель и как депутат, неоценим.

– Как думаете, вы всегда идете по правильному пути?

– Если бы вернулся в свое детство, то многое бы изменил. У меня есть «ахиллесова пята» – не знаю языки. По молодости не хватало времени, а, может, и организованности. Тогда бы горизонты будущего были куда шире. Я дочку настраиваю, что она должна знать два языка: английский и китайский. Почему Китай? Там сегодня самая быстро растущая экономика.

Правильно ли иду? Наверное, да. Но мог бы достичь и большего. Я слишком спешу, времени мало, а многое нужно успеть. Это иногда людей пугает. Вызывают искренне восхищении «люди-лианы»: начинается ураган – они пригибаются, а проходит – выпрямляются. Себя же я, к сожалению, сравниваю с дубом, стоящим наперекор стихиям. Иногда и надо пригнуться, а не получается...

– Какие качества, на ваш взгляд, необходимы руководителю?

– Руководитель не должен останавливаться ни на одну секунду. Ему нужно совершенствоваться, расти как личность и профессионал. Не надо бояться ставить перед собой высокую цель. Ее можно разбить на составляющие, которые достижимы.

– Какие в свой адрес слышали комплименты?

– То, что эффективен и умею создавать команду. Когда приехал на завод, думал, как сплотить людей. Стали каждую среду ходить на волейбол. Когда играю со своими коллегами, когда подстраховываю их, они подстраховывают меня, и на площадке я не директор, а игрок команды – это тоже сплачивает. Задача любого руководителя – создать команду единомышленников. Нужны люди, которые имеют свое мнение и могут спорить. Хотя итоговое решение принимаешь сам, потому что за него отвечаешь.

– Как проводите досуг?

– Читаю в любую свободную минуту – закачал в свой iPad много книг по практической психологии, классические произведения. Смотрю фильмы, из которых можно вынести что-то полезное, позитивное. Безусловно, провожу время с семьей – с супругой и дочкой Алиной.

– В Москву не тянет?

– Чебоксары – прекрасный, чистый город, изумительный климат, душевные люди, от дома до работы 20 минут. Мне не хватает фитнес-центра, чтобы ходить туда всей семьей. Но, думаю, со временем все это будет. Здесь – большие планы и задачи, связанные с заводом.

 

– Что пожелаем читателям, вашим избирателям?

– Веры в то, что тот выбор, который они сделали 4 декабря и 4 марта, был правильным. И что те, кому они отдали свои голоса – имеют четкую позицию, видение, куда они идут и чего хотят достичь во благо каждого отдельного человека. Надеюсь, что избиратель поймет по истечении времени, что его ожидания оправданы.

Вряд ли мы в ближайшие 5 лет сможем сделать каждого человека любимой республики счастливым, но если сделаем жизнь избирателей чуточку лучше, можно считать, что задачи, которые ставил перед нами избиратель, частично выполнены.


Статья "Мыслить на перспективу" (28.03.2012,  газета «Республика» (Чувашия).

Данный материал предоставлен Департаментом  стратегических коммуникаций ККУ "Концерн "Тракторные заводы".

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!

 

 

+7(916)531-59-60

media@allabc.ru