Символы Великой Отечественной

Надо признать, что сохранение для потомков раритетной техники военных лет – дело важное, так как не имеем мы права утратить память о героизме нашего народа. И задача по восстановлению машин, участвовавших в боях 1941-1945 годов, не раз возлагалась на специалистов предприятий «Тракторных заводов». Чем я, например, несказанно горд.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ Т-34 ЛЕГЕНДАРНЫЙ Т-34
Привести в «боевую» готовность два Т-34 для участия в параде к 50-летию Победы – такую задачу поставили двадцать лет назад перед специалистами Волгоградского тракторного завода.
Танки Т-34 периода Великой Отечественной войны с бортовыми номерами 750 и 507 были переданы музею-панораме «Сталинградская битва» в мае 1984 года войсковой частью, дислоцирующейся в Волгоградской области. Собранные на Сталинградском тракторном заводе, они прошли войну, а вот в битве за город-герой не участвовали.
Группу по реставрационным работам возглавил начальник лаборатории экспериментального цеха Сергей Круглов, и в ее состав кроме технических специалистов вошли водители-испытатели, слесари и электромонтажники высшего класса.
«Получили мы из музея-панорамы две «тридцатьчетверки», сильно проржавевшие, потому что десятки лет они простояли под открытым небом, – вспоминает Сергей Николаевич. – Чтобы поставить машины на ход, их пришлось полностью разобрать, до голых корпусов. Скажу, что работали все с патриотическим настроем, энтузиазмом, помня о том, что у машин особое боевое прошлое».
По словам конструктора, задача оказалась непростой, с наскока не выполнишь. Тщательной переборке и чистке подверглись все узлы и детали, которые только можно было сохранить и реставрировать. Пришлось изменить некоторые элементы конструкции: топливной, воздушной системы и электрооборудования. На машины поставили новые коробки передач, заменили бортовые, поменяли все шланговые соединения, трубопроводы, отмыли фильтры… С двигателем, отправленным для ремонта на моторный завод, вышла задержка. И тогда специалисты экспериментального цеха вместе с командованием 20-й гвардейской бригады выехали на военные склады в Бологое, где их еще и щедро снабдили запасными частями. Ну а краска на заводе была, разумеется, своя, как никак – бывший Сталинградский.
Итак, спустя полвека двум Т-34 провели полнейшее техническое обслуживание и восстановление. На капремонт легендарных боевых единиц ушло 3 месяца. Из ворот завода танки выехали своим ходом, направляясь на негласный фронт человеческой памяти «1941-1945». Жители города-героя Волгограда ликовали и плакали, увидев 9 мая во главе парада военной техники Т-34 – живой символ Великой Отечественной войны.
Начиная с 1985 года, обе машины регулярно участвовали в юбилейных парадах.
«Перед исторической реконструкцией 18 ноября 2007 года, посвященной 65-й годовщине начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, на «тридцатьчетверке» № 507 «За Сталинград» вышел из строя мотор, – продолжает Сергей Николаевич. – Пришлось срочно заменить его, поставив тот самый, из резерва, что с запозданием отреставрировал моторный завод. И вновь обе тридцатьчетверки участвовали в юбилейных мероприятиях. В 2011 году мы провели очередной текущий ремонт и ТО».
На всех этапах восстановления танков активно трудились ныне работающие водитель-испытатель Борис Полбицын и электромонтажник Александр Бородовицин и уже вышедшие на пенсию водители-испытатели Сергей Дрожилин, Владимир Писаренко и Игорь Верхоглядов. «Все мы каждый раз испытываем гордость за наших отцов, сломивших хребет фашистской гадине, – горячо говорит руководитель группы Сергей Круглов. – Сегодня кое-где нацизм снова поднимает голову. И пусть Т-34 продолжают стоять на постаментах в полной боевой готовности, как суровое напоминание о мощи нашего оружия и славе русского воина».
ГРОЗНАЯ «КАТЮША»
ГРОЗНАЯ «КАТЮША»
На аллее Славы в Чебоксарах, в музее военной техники под открытым небом, стоит еще один символ Великой Отечественной – грозная ракетная установка, известная в народе как «Катюша». Такие орудия наводили ужас на врага, превращая гектары земли, строения и технику в месиво.
В 2010 году на призыв военного комиссариата Чувашии и мэрии столицы откликнулся «Концерн «Тракторные заводы» и на ОАО «Промтрактор» были изготовлены макеты установки ракет залпового огня БМ-13 на базе двух автомобилей. Одна «Катюша», установленная на ЗиЛ-157, участвовала в торжествах к 65-летию Великой Победы и теперь ежегодно 9 Мая проходит по главной площади Чебоксар во время парада военной техники. Второй макет установили на ЗиС-6, прошедший войну.
На разработку конструкторской документации специалистам отвели по две недели на каждую машину. Отличия в документации объяснялись разной привязкой ракетной установки к ходовым системам машин. Запрашивать «исходники» у заводов-изготовителей техники военного периода не позволили сжатые сроки, и конструкторы разработали чертежи по имеющимся в Интернете фотоснимкам.
Для изготовления макетов где нашли, а где и закупили неиспользуемые в производстве тракторов металл и краску. Через месяц первый образец «Катюши» на ЗиЛ-157 отправился в военкомат.
«Шестиколесный четырехтонный грузовик повышенной проходимости ЗиС-6 1932-го года выпуска с установкой БМ-13 полностью соответствует военным образцам, – пояснил тогда руководитель разработчиков Николай Егоров. – На машину даже установили броневую защиту, она во время войны закрывала стекла, чтобы при пуске ракетного залпа их не выбило реактивной струей».
А вот грузовой автомобиль ЗиЛ-157, выпускавшийся с 1958 года в основном для Вооруженных Сил, остался без брони, чтобы на параде Победы во время движения по городу она не закрывала водителю обзор.
Внутри кабины ЗиС-6 установлена табличка с надписью: «Установка БМ-13 «Катюша» восстановлена коллективом ОАО «Промтрактор» в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Апрель. 2010».
Тему обсудили народный корреспондент ГРИГОРИЧ и Ольга ИЛЬИНА
Фото из архива ВгТЗ и Николая СЕРГЕЕВА
На фото: Заводчане возле первого отремонтированного танка у ворот экспериментального цеха ВгТЗ. Апрель 1985; всенародная любимица «Катюша» отправляется с Промтрактора на аллею Славы
Яндекс.Метрика
Позиция: debug
Стиль: none outline